Евангелие от Марка

Глава 5 (21-43)

Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Первое чтение

Послание к Евреям

Глава 12 (1-4)

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

Слово пастыря

Что общего в рассказах о кровоточивой женщине и дочери Иаира? Почему в евангельском изложении эти истории сплетены воедино? Хотелось обратить особенное внимание на один такой общий момент. Это – преодоление страха, столь необходимое в духовной жизни каждого из нас. Кровоточивая женщина находит в себе силы и решительность, чтобы протиснуться к Иисусу сквозь толпу и прикоснуться к Нему. Но ощутив исцеление, она ощущает также и страх, особенно когда услышала слова Иисуса. Чего она боится? Почему подходит к Иисусу «в страхе и трепете»? Боится, что Он заберет назад исцеление, полученное без Его согласия? Или это настоящий «страх Божий», ведь почувствовав, что исцелилась, она поняла и то, Кто стоит пред ней. Иисус исцеляет её не только от болезни, Он укрепляет её в духовной смелости, позволившей ей преодолеть природную боязнь, давшей ей силы завоевать это исцеление. Чего боялся Иаир? Почему Иисус говорит ему: «не бойся, только веруй»? Боялся ли он того, что Иисусу не удастся оживить его дочь? Или наоборот, что Он воскресит её и тогда он поймет, что пред ним не просто «народный целитель», а сам Податель жизни? Что такое этот страх? Имеется в виду не просто страх, скажем, пред силами природы, который атеистические идеологи считали причиной возникновения религии, не «страх Божий», который является началом мудрости (Пс 110,10; Притч 1,7. 9,10), не иррациональный «страх темноты» – страх перед неизвестным, натуральным образом присущий каждому человеку. Речь идет о неком духовном страхе, который заставляет нас цепенеть и сковывает нашу волю в стремлении к победе в духовной борьбе. Об этой духовной борьбе говорит сегодня Автор Послания к Евреям, который призывает нас смело следовать за Иисусом, который даже «претерпел крест, пренебрегши посрамление»… Как укор для нас, боящихся трудностей крестного пути, он говорит: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха…». Эти слова напомнили мне одну историю из жизни блаженного Генриха Сузо, которая произошла в самом начале его духовного пути, его духовной борьбы (Жизнь, 44). Однажды на своем пути он повстречал пажа, который собирал рыцарей на турнир. Разговорившись, паж рассказал ему о тех славных подвигах, которые храбрые рыцари совершают на ристалище, чтобы добиться расположения своей прекрасной дамы и получить из её рук награду — перстень. — Ах, скажи мне, разве не достаточно показать мужество в первой атаке? – спросил его блаженный Генрих, и тот ответил ему:

— Нет, он должен сражаться весь турнир, даже если получит удары настолько сильные, что искры сыплются из глаз, а из носа и рта течет кровь; все это должен выдержать, если хочет получить награду.

— Дорогой друг, — спросил он снова, — когда падут на него столь страшные удары, можно ли ему расплакаться или показать уныние?

— Нет! Даже если бы в нем сердце замерло от страха, как это бывает со многими. Нельзя ему показать, что он плохо себя чувствует, должен быть веселым и дерзким. В противном случае он станет посмешищем, потеряет честь и перстень.

Тогда блаженный Генрих задумался, вздохнул из глубины сердца и сказал:

— Ах, благородный господин, если рыцари этого мира должны столько переносить ради столь малой награды, которая сама по себе – ничто, как же верно, о Боже, то, что ради вечной награды следует переносить намного большие испытания! Ах, Господи нежнейший, если бы я был достоин стать Твоим духовным рыцарем!