Евангелие от Луки
Глава 13 (1-9)


В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,-не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Первое чтение

Исход
Глава 3 (1-8a, 13-15)

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

Второе чтение

Первое послание к Коринфянам
Глава 10 (1-6, 10-12)

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он сто т, берегись, чтобы не упасть.

Слово пастыря

шанс еще, шанс, чтобы покаяться.
Удивительно, как мы умеем себя оправдывать – я покаяться? А в чем? А что я плохого делаю? Иногда говорим – я грешный человек, но если приходиться назвать свой грех, определить – в чем я грешный, в чем я должен раскаяться и меняться – имеем большие трудности. Вроде я никого не убил, ничего не украл, никуда не хожу…
Наша проблема, что мы не знаем, не осознаем наших грехов. Поэтому нам так трудно обратиться, раскаяться. А даже если знаем, то не осознаем того, к чему нас это может привести – к погибели, вечной погибели.

Вот начался Великий Пост, уже две с половиной недели прошло. Что изменилось? С каким грехом, пороком мы справились? Над чем работаем?А вообще-то планируем с каким-то грехом справиться?
В конце Евангелия сегодня мы слышим притчу, которую рассказывает сам Иисус: «некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу; и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её».
Это Иисус в своем милосердии просит за нами – еще год, Я буду над ним работать, может перестанет грешить… А может это и нам остался всего лишь год? Кто знает?
Если сам Иисус так конкретно, сильно говорит о том, что нужно покаяться, обратиться, что это не шутки, это надо очень серьезно воспринять и начать работать над собой.
Но что конкретно значит – покаяться, обратиться, работать над собой?
Первое – это встретить Бога, осознать Его присутствие, серьезно воспринимать Его присутствие в моей жизни. Нам надо покаяться – перед Богом. Нам надо обратиться – к Богу. Бог на первом месте. Работают над собой и спортсмены, работают над собой и те, кто хочет похудеть, но это не ради Бога делают. Нам надо обратиться к Богу, покаяться перед Богом.
Давайте посмотрим на первое чтение. Видим Моисея, которого Бог посылает к своему народу. Что произошло с народом Израиля? Попал в рабство, в рабство египетское. Почему? Потому что начал уходить от Бога, не слушаться Бога. Из-за этого, как последствие своего выбора, они попали на много лет в рабство. Когда им было тяжело они начали обращаться к Богу, просить Его о милости. И Бог слышит этот вопль, эту молитву и говорит Моисею: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд»
А потом Бог говорит свое имя. Моисей спрашивает: «они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?». Могло бы казаться, что здесь услышим какое-то умное имя, великое, прекрасное, а слышим, можно сказать, банальное – Я есмь Сущий. Или проще – Я есть.
Имя тогда, в той культуре имело значение, оно определяло сущность, идентичность человека. Бог таким именем говорит Моисею, народу, и нам – Я есть, Я с вами, Я существую, Я вижу Вас и присутствую в вашей жизни.С этим именем совпадает то, что Бог раньше сказал: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей».
Это слова великой надежды для нас – если нам тяжело, если мы страдаем, если переживаем, если нас обидели, нам больно – Бог все это видит и спешит нас спасти. И даже если это наше страдание является плодом наших грехов, наших ошибок, пороков, глупостей, то и тогда Бог не перестает нас любить, не перестает нас защищать. Даже если соглашается на какие-то испытания в нашей жизни, допускает какие-то временные страдания, то Он есть, Он видит, Он слышит наши молитвы, Он контролирует и не даст нам погибнуть, не даст нам страдать больше, чем мы можем это перенести.
Когда мы страдаем, когда нам тяжело, нам надо вспомнить эти слова, которые Бог говорит Моисею, которые говорит и нам: «Я увидел страдание народа Моего и услышал вопль его; Я знаю скорби его, и иду избавить его» — Я есть!
Наше покаяние, наше обращение – это открыть сердце на это спасение. Как часто перестаем молиться, как часто перестаем ходить на Мессы, как часто откладываем исповедь… Мы тогда закрыты на Бога, мы не принимаем Его спасения, Его поддержки. Первый шаг покаяния, первый шаг обращения, это начать нормальную, постоянную, духовную жизнь. Покаяться значит – прийти – приходить к Богу, быть с Ним. Он нам говорит – Я есть! Он нам сообщает – Я всегда с вами. Наш ответ должен быть – Господи, и я всегда с Тобою! Но не так, как это некоторые часто говорят – «Бог всегда в моем сердце» – говорят такую пустую фразу и забывают. Нет. Господи, я всегда с Тобою, это – я сделаю все, что в моих силах, чтобы в воскресенье участвовать в Святой Мессе, а может и чаще. Это – я каждый день утром и вечером буду молиться. Это – я буду развивать свою веру, читать Библию, размышлять над Божиим словом, читать духовную литературу, приходить на катехизацию.
Трудно говорить об обращении, о покаянии, если не будет такой тесной связи с Богом. Он нам говорит – Я есть! Наш ответ должен также быть – Господи, и я есть.
Дальше, вторая ступенька нашего обращения – это наша борьба с грехом. Для этого нам надо осознать и понять – в чем моя вина? В чем мой главный грех, главный порок? Потом иду на исповедь, раскаиваюсь и начинаю работать над собой, чтобы этот грех искоренить.
Давайте сегодня подумаем над собой – какой мой главный грех? Может он и не кажется таким страшным, смертным, но зато часто проявляется, часто вижу, что он есть и никак не могу от него избавиться. Сегодня наше задание – обнаружить такой главный, самый частый грех, попросить у Бога прощения за него и в течение этой недели работать над ним. И даже если сто раз будем пробовать его не совершать и увидим, что сто раз у нас не получается, то попробуем сто первый раз. Не сдаемся, не отчаиваемся, а пробуем и пробуем.
Господи, который обещаешь, что Ты с нами, что Ты есть, просим Тебя о Твоей поддержке, о Твоей помощи. Ты знаешь нашу слабость, но Ты видишь также и наши усилия, наше стремление, Ты знаешь моё сердце. Ты видишь, когда и как мы стараемся, как для нас важно – раскаяние и обращение.
Помилуй нас Боже, по великой милости Твоей!

о.Марек Ящковски