Евангелие от Луки
Глава 14
Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
Послание к Римлянам
Глава 11
Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Слово пастыря
В сегодняшнем отрывке из Евангелия по-моему содержатся сразу два разных вопроса. Первый вопрос о самом смысле, который Иисус хочет донести до этого начальника фарисейского. Это, в том числе, вопрос о мотивациях наших поступков. Часто ведь мы поступаем с расчётом на то, что что-то за это нам будет (в хорошем смысле). Весь мир вокруг нас так устроен: ты мне — я тебе. А из-за легкого перепада в том, что кому надо, получаются более или менее выгодные сделки. То, что Иисус имеет иной взгляд и по-другому учит нас об этом, мы уже гадаем. А разве можно так жить? В сегодняшние дни? В наших условиях? Такие вопросы наверняка задавали во все времена, как только Иисус говорил эти слова. Но сам Иисус не только говорит такое, но он и показывает конкретный пример своей жизни. И после Него многие люди поступали по словам и по примеру Иисуса. Так что вопрос: “а разве так можно?” остается риторическим — можно! А не значит ли это, что Иисус вовсе не отменяет корыстную мотивацию, а только переносит ее на другую — тоже корыстную? Справедливости ради надо, наверно, сказать: и да и нет. Да, Иисус не отменяет мотивацию как движущую силу наших поступков. Но, во-первых, мотивация, которую Иисус нам предлагает она ‘неземная’. Она нам настолько важна или не важна насколько нам важен или не важен сам Иисус и Его учение. А, во-вторых, для достижения цели (воздаяние в воскресении праведных) нам указан конкретный способ: поступать бескорыстно. Ведь зачастую мы делаем что-то для других, твёрдо рассчитывая получить за нашу помощь как минимум благодарность в виде простого «спасибо». И хотя за помощь и труд поблагодарить определенно стоит (мы же в конце концов хорошо воспитаны!), нужно помнить, что бескорыстно означает «не ожидая НИЧЕГО взамен», а значит это касается даже благодарности.
Может нам легче, как первый шаг в сторону учения Иисуса, не настаивать на вознаграждении. Не требовать от других даже, чтобы заметили наше старание. Иногда это уже хорошее упражнение в бескорыстности. А второй вопрос, который возник при чтении: у этого начальника фарисейского какая была мотивация, чтобы пригласить Иисуса и всех, которые обычно его окружали? Вряд ли он мог ожидать, что Иисус арендует кафешку и пригласит его в ответ. Получается, что тот и поступал достаточно бескорыстно — хотя бы на первый взгляд. (Наверно для него это был также вопрос престижа или статуса в обществе). Удивительно, что Иисус этого не замечает. Обычно Он хорошо улавливает такие тонкости. Но видимо евангелисту было важнее чему Иисус учит чем то, как Он это делает. (Может быть Иисус и говорил этому начальнику: “…не делай так, а делай так, как ты и поступил когда Меня позвал к себе…”. Это, может, было бы более педагогично). Поступать хорошо / делать добро — это безусловная часть учения Иисуса. А делать такое бескорыстно — это как бы высший пилотаж. А так как Иисус нас призывает к совершенству, то и в этом вопросе стоит прилагать всевозможные усилия.
о. Маркус Новотны
Добавить комментарий