ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 2, 1-11

Чтение Деяний святых Апостолов.

При наступлении дня Пятидесятницы все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришёл в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии; Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Припев: Пошли дух Твой, Боже, и землю обнови.

 

Благослови, душа моя, Господа! *

Господи, Боже мой! Ты дивно велик.

Как многочисленны дела Твои, Господи! *

Земля полна произведений Твоих.

 

Отнимешь дух их — умирают, *

и в прах свой возвращаются.

Пошлёшь дух Твой — созидаются, *

и Ты обновляешь лицо земли.

 

Да будет Господу слава во веки; *

да веселится Господь о делах Своих!

Да будет благоприятна Ему песнь моя; *

буду веселиться о Господе.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 12, 3b-7. 12-13

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом.

Слово Божие.

О, приди к нам, Дух Святой,

и небесный луч пошли

света незакатного.

 

О, приди, Отец сирот,

О, приди, Податель благ,

О, приди, сердечный свет.

 

Утешитель истинный,

Светлый Гость смиренных душ,

и отрада нежная.

 

Тихий отдых от трудов,

свежий ветер в знойный день,

в плаче утешение.

 

О, блаженный Свет небес,

наполняй сердца Твоих

верных почитателей.

 

Без веленья Твоего

нет благой нам помощи,

нет от зла защиты нам.

 

Омывай нечистое,

орошай иссохшее,

исцеляй болящее.

 

Умягчай жестокое,

согревай озябшее,

направляй заблудшее.

 

Дай всем почитающим

упованье твёрдое,

святость семикратную.

 

Дай награду дивную,

дай исход спасительный,

дай блаженство вечное.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 20, 19-23

Аллилуйя.

Приди, Дух Святой, * озари сердца верных Твоих * и зажги в них огонь любви Твоей.

Аллилуйя.

+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Слово пастыря

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Что это за пятидесятница? Это – время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35); и еще: «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10:2). Итак, Христос сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он называет это жатвою. «При наступлении», сказано, «дня Пятидесятницы», то есть, не прежде Пятидесятницы, но около самой, так сказать, Пятидесятницы. Надлежало, чтобы и это совершилось также во время праздника, чтобы те, которые присутствовали при кресте Христовом, увидели и это событие. «И внезапно сделался шум с неба». Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? Потому, что, если и при этом иудеи говорили, «они напились сладкого вина», то чего не сказали бы, если бы ничего такого не случилось? И не просто произошел шум, но – «с неба». А своею внезапностью он возбудил учеников. «И наполнил весь дом». Это показывает великую стремительность Духа. Заметь: здесь все были собраны, для того, чтобы и присутствующие уверовали, и ученики оказались достойными. И не только это (говорит Лука), но присовокупляет и то, что гораздо поразительнее: «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» (ст. 3). Прекрасно везде прибавлено: «как бы», чтобы о Духе ты не подумал ничего чувственного: «как бы огненные», сказано, и: «как бы от несущегося сильного ветра». Значит, это был не ветер, обыкновенно разливающийся в воздухе. Когда Иоанну нужно было узнать Святого Духа, – Он сошел на главу Христову в виде голубя; а теперь, когда надлежало обратиться всему народу, Он является в виде огня. «И почили по одному на каждом из них», т.е., остановился, почил: сесть значит утвердиться, остаться на месте. Что же? На одних лишь двенадцать учеников сошел (Святый Дух), а не на остальных? Нет, – Он сошел и на всех сто двадцать человек. Петр не без основания привел свидетельство пророка, говоря: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (ст. 17). И заметь: так было, чтобы не только поразить их, но и исполнить благодати; поэтому и (сказано): «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).