Евангелие от Марка

Глава 5 (1-20)

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Послание к евреям

Глава 11 (32-40)

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Слово пастыря

Первым делом надо отметить, что одержимый человек живет не в гробах в привычном нам понимании этого слова, а на своего рода кладбище. То есть в гробницах-пещерах, из которых он и вышел навстречу Иисусу.

Во-вторых, Иисус с учениками приплыли на западный берег озера Генисаретского (что и называется Галилейское море). Переезд был бурный, пока сам Иисус не исправил метеорологические условия (Мк 4, 36-41), а приплыли они в страну язычников — так называемое Десятиградие. А многие понятия, которые встречаем в сегодняшнем отрывке Евангелия — например, гробы (гробницы), свиньи, язычники, бесы — евреи могут назвать одним словом: нечисть.

Мы так и не узнаём, почему они вообще туда приплыли — может Иисус в лодке поздно проснулся и их несло куда не хотели?! Но как только Иисус выходит на берег, то как магнит притягивает бесов. Кажется, что бесы не могут спрятаться от Иисуса, а как-бы вынуждены явиться перед Ним, где бы Он ни находился. И, конечно же, Иисус не хочет оставлять человека в беде — Он хочет освободить его от бесов. И Ему всё равно язычник ли этот человек или нет.

Дальше всё достаточно прозаично. Иисус изгоняет бесов и посылает их в свиней, а те бросаются в море и погибают. А так как потеря такого множества свиней это некая социо-экономическая катастрофа для жителей, они просят Иисуса покинуть их пределы.

В этом отрывке как бы просвечивается новая для молодой церкви проблема — миссия язычников. Как бы все в состоянии страха: ученики ещё от бури на озере, а жители от потери стада свиней. Только освобожденный от бесов человек сидит спокойно у Иисуса и хочет у Него оставаться. А Иисус его отправляет домой, чтобы проповедовать и свидетельствовать. Этот человек, которому досталось очень много, он полон радости и мира, и получает конкретную задачу от Иисуса. Похоже иногда бывает и в нашей жизни: мы часто «одержимы» — слава Богу не бесами, а разными идеями или представлениями или стремлениями или хотениями или… Такие явления могут связать нас или наши силы. Иисус хочет освободить нас от таких привязанностей. И освобождая нас, Он может нас озадачить трудиться для Него. Но это не обременение, а именно освобождение.

И ещё: человеку, тому одержимому, было очень плохо. И ему надеяться было не на что, что ещё более ожесточает ситуацию. Нам сложно представить как живет человек, которым владеют чужие силы. Но Евангелие показывает, что в каких бы жестоких или безвыходных ситуациях мы ни находились, Бог силен нас освободить и указать не только выход, но и перспективу.

Помните — как бы плохо вам не было — Бог всегда может превращать любые жизненные ситуации во что-то хорошее, доброе, светлое и теплое. И не стоит спрашивать «почему у меня так», а можем спросить «к чему мне это». Позвольте Богу показать вам, какую миссию вы можете выполнить.