Вторая книга Царств

18, 9-10, 14b, 24-25a, 30-19,3

И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал. И увидел это некто и донес Иоаву, говоря: вот, я видел Авессалома висящим на дубе. И взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе. Давид тогда сидел между двумя воротами. И сторож взошел на кровлю ворот к стене и, подняв глаза, увидел: вот, бежит один человек. И закричал сторож и известил царя. И сказал царь: если один, то весть в устах его. И сказал царь: отойди, стань здесь. Он отошел и стал. Вот, пришел и Хусий [вслед за ним]. И сказал Хусий [царю]: добрая весть господину моему царю! Господь явил тебе ныне правду в избавлении от руки всех восставших против тебя. И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Хусий: да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!         И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе. И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне. И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.

Евангелие от Марка

Глава 5 (21-43)

Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Слово пастыря

На первый взгляд истории воскрешения дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей кровотечением, которые в евангельском повествовании сливаются воедино, совершенно различны и ничем не связаны. Но в обеих историях присутствует один общий элемент – это толпа. «Множество народа», которое окружает Иисуса. Толпа – это всегда элемент негативный, безликая инертная масса. Толпа теснит Иисуса, не давая бедной женщине прикоснуться к Нему, толпа плачет и вопиет у тела умершей, и именно из этой толпы раздаются насмешки над Иисусом, когда Он уверяет, что девица только спит. Толпа всегда олицетворяет силы противления и даже если толпа восторгается чудесами Иисуса – истинное обращение обретает тот, кто выходит из толпы и следует за Ним. Даже если толпа кричит «Осанна!», придет время, когда она буде кричать «Распни Его!».

Толпа также прикасается к Иисусу, тесня Его со всех сторон, но исцеление получает тот, кто не принадлежит толпе, не безликий элемент, а личность. И Иисус способен разглядеть в толпе эту личность. Иисус «высылает всех», чтобы не допустить насмешников из толпы к телу умершей, не позволить «сфере профанум» вторгаться в святое «сакрум». Свидетелями воскрешения становятся только избранные – личности.

Враги Церкви часто используют этот фактор в своих интересах. Для них Церковь – это толпа, или еще хуже – стадо овец, погоняемое пастухом. А вот они – независимее личности, способные самостоятельно мыслить и принимать независимые решения. К нашему сожалению, и к радости наших врагов, мы действительно в определенных обстоятельствах можем превратиться в толпу, когда забываем о своей индивидуальности, о личности, которая перед Богом имеет огромную ценность. Бог каждого из нас зовет по имени, но хочет также, чтобы мы обращались к Нему вместе, не голосами из толпы, а в общине Его Церкви.

о. Ириней Погорельцев