Бытие

Глава 3 (9-15)

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту*.

Послание к Ефесянам

Глава 1 (3-6, 11-12)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

Евангелие от Луки

Глава 1 (26-38)

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

 

Слово пастыря

Много людей, среди них даже есть практикующие католики, ошибочно думают, что термин «непорочное зачатие» относится тому, что Мария зачала Иисуса от Духа Святого без участия мужчины. «Это грубо неправильно», как жестоко оценивает  некоторые ударения орфоэпический словарь. Здесь не говорится о зачатии Иисуса, но о зачатии самой Марии, в человеческой матери человеческим отцом, но без наследства первородного греха. Кроме Марии, мы все от первого мига нашего существования являемся под воздействием этого первородного греха, общего наследства человечества от греха Адама и Евы. Этот первородный грех заражает все, связанное с индивидуальным человеком и его коллективной жизнью. Человеческая природа – израненная, нуждается в исцелении благодатью Божьей. Само по себе человек не способен выбрать добро, исполнить его, и избежать зло. Как пишет Святой Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. (Рим 7,15.23-25)

Через смерть и Воскресение Христа Бог спасает нас от первородного греха – и от наших собственных грехов. В зачатии Марии, обычным биологическим способом с участием человеческих отца и матери, Бог готовится к сотворению нового человечества. Первый шаг, это новая Ева, мать Нового Адама и нового человечества. Несмотря на то, что это происходит ДО смерти и воскресения Иисуса, ради этого будущего дела спасения, Бог в непорочном зачатии Марии освобождает ее от первородного греха и ранения, чтобы она имела способность говорить Богу «ДА» при Благовещении. Да будет мне по слову твоему. Воплощение Бога в Иисусе в лоне Марии Девы – это центр человеческой истории, для этого Бог сотворил вселенную. Первое чтение из книги Бытие рассказывает нам о грехопадении человека.  Адам не хочет признать свою ответственность перед Богом. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт 3,12) Он обвиняет Еву, и как бы одновременно обвиняет самого Бога, от Которого он получил жену, которая в своей очереди обвиняет змея.  В конце концов, Бог берет на Себя ответственность за спасение человеческого рода.

Святой Павел в послании к Ефесяням, говорит нам, что Бог избрал нас в [Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…(Еф 1,4) Он пишет эти слова всем нам. Такие слова особенным образом направлены к Пресвятой Богородице. Однако Святой Павел говорит всем нам. Они определяют нашу идентичность.

Есть этот огромный инициатив от Бога в Непорочном Зачатии Марии. Но это не было достаточно. От себя, своей освобожденной волей, Она конкурировала с Богом в Воплощении Иисуса. Мы, освобожденные от первородного греха применением благодати Спасения через Крещение, призванные продолжать дело Иисуса, содействующие благодати Божьей.

Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою. Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего. (Псалтирь 97[98],2-3)

о. Майкл Десджардинс