Книга Пророка Исаии

Глава 40 (25-31)

Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.

 

Евангелие от Матфея

Глава 11 (28-30)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

 

Слово пастыря

«Всё познаётся в сравнении» говорим мы, но «с кем сравните Меня?» говорит Господь. С кем сравнить Бога, чтобы познать Его? Мы используем близкие и знакомые нам слова, чтобы описать то, каким является Бог. С одной стороны – это помогает, с другой – может мешать. Например, как в случае со словом «отец». «Бог подобен любящему отцу» — для кого-то это объяснит всё, т.к. человек испытал на себе отцовскую любовь, но для кого-то это может лишь всё затемнить, если человеку испытать в жизни пришлось только лишь отцовскую ненависть. И дело тут не в том, что, не желая кого-то задеть, надо вычеркнуть слово «отец» из числа тех слов, которыми Библия и мы вслед за ней пытаемся «описать» Бога, но в том, чтобы понимание отцовства опереть не на личном опыте (пусть даже очень сильном), но на том, каким отцовство предстаёт в исполнении Бога. Смотря на Бога, мы научимся правильному значению слов.

В сегодняшнем первом чтении Бог почти что оправдывается перед Израилем, пытаясь убедить их в том, что Он действительно о них заботится. Он создал мир, поддерживает небо, землю и людей: «Разве ты не знаешь [об этом]?» – спрашивает Бог. Мы можем это знать и признавать, но не всегда помним. «Разум Его неисследим» и потому мы не всегда можем открыть величие Его дел. Но несмотря на это Господь обновит силы каждого, кто будет надеется на Него: «надеющиеся на Господа обновятся в силе». Но, чтобы людям не пришлось верить Богу только на слово, Слово стало плотью. Чтобы не пришлось сравнивать праздничные подарки, Иисус дарует душам свой покой: «Я успокою вас», «и найдёте покой душам вашим». Смотря на подарки Бога, мы учимся тому, что для людей в цене.

С кем же сравнить Бога, чтобы познать Его? Бог не познаётся в сравнении, но через Откровение. Встречаясь с Его огромной любовью, величием, заботой, я познаю насколько убого выглядит всё это в исполнении детей мира сего. Если любовь свелась для меня к комфорту, то я открою самопожертвование; если величие воспринимается лишь как доминирование, я научусь служению; если забота стала невыносимым бременем, я пойму, что таким бременем мог бы стать для Бога я.

Любовь Господня к нам проявилась также в том, что Он даровал нам Образец в самых важных аспектах нашей жизни. Принять Бога за образец не означает закрыть глаза на человеческую слабость, но открыть их на Божий замысел, увидев который человек никогда не даст себя обмануть пародиям добра, заботы, величия, любви. «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой».

Мария, Матерь Сотворителя, молись о нас!

Автор: о. Антон Дёмшин