Евангелие от Марка

Глава 7 (1-13)

Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

Бытие

Глава 1 (20-2, 4а)

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

Слово пастыря

Даже само слово «предание» должно вызывать у каждого из нас почтение, уважение к той действительности, к которой оно относится. Ведь это нечто древнее, то, куда уходят корни, где начинаются истоки нашей современности. «Преданья старины глубокой» — как сказал Поэт. Особенно, если это «священное предание» — то есть все то, что касается нашей веры, религиозных традиций, обрядов и т.д. И конечно ничего плохого нет в том, чтобы следовать этим традициям. Но мы прекрасно понимаем также и опасности такого «следования». Ведь если подходить к религии исключительно традиционно, не понимая, что все это означает, вера легко превратится в суеверие, станет неким «верованием», и даже таинства Церкви, хоть внутренне и не утратят своей животворящей силы, внешне превратятся в пустые мертвые обряды. В сегодняшнем фрагменте Евангелия Иисус подает только один из многих примеров, как заповеди Божьи, под влиянием человеческого предания, утрачивают свое значение. Пример того, как ритуальные омовения стали важнее любви и милосердия. Иисус негативно относится к тому, что называет «преданья старцев», имея в виду (по всей видимости) создателей Талмуда (Неписанной Торы). Для нас «предание старцев» — это творения тех, кого мы называем Отцами и Учителями Церкви, для нас это предание действительно священно, так как учит нас правильно понимать Святое Писание. Всю книгу Бытия, а особенно повествование о сотворении мира, которое мы слышали в сегодняшнем первом чтении, также можно бы было назвать «преданьем старины глубокой». Как мы должны понимать эти «дела давно минувших дней»? Как реальную историю сотворения мира или как сказку? Не думаю, что вдохновленный Святым Духом человеческий автор этих строк, был убежден, что излагает реальную историю создания, скорее – воспевает гимн Творцу, которого прославляет само Его творение. И вдумываясь в слова этого гимна, которые на первый взгляд, нам – современным образованным людям, которые думаем, что знаем, как на самом деле произошла вселенная, могут показаться примитивными заблуждениями древних невежественных людей, на самом деле могут открыть много важных истин. И если наш разум еще не в силах самостоятельно уразуметь эти тайны, обратимся к преданиям наших «старцев», например к «Беседам на Шестоднев» Василия Великого, Иоанна Златоуста, или «Толкованиям» Ефрема Сирина. Сколько мудрости мы сможем зачерпнуть из этого предания!