Евангелие от Луки 17 (7-10)

Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.

Послание к Титу

Глава 2 (1-8, 11-14)

Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Слово пастыря

Лк 17, 7-10

«Мы рабы ничего не стоящие»… Не нравится нам, современным людям, считающим себя свободными, это довольно архаичное и оскорбительное слово «раб». Можно заменить его на «слуга», звучание может быть немого и смягчится, но смысл останется прежним – подневольное существо, обязанное беспрекословно исполнять приказы господина. Разве наш Бог, даровавший нам свободу быть Его детьми, хочет видеть нас рабами? Хочет, чтоб мы исполняли его приказы из-под палки, а не ради любви к Нему? Конечно, нет. Однако нечего удивляться, что в Евангелии мы часто встречаем, как и само это слово, так и предложение подражать этим рабам. Все-таки в эпоху земной жизни Иисуса рабство было реальностью, поэтому оно находило свое отражение в притчах. Сегодняшняя притча не о рабской покорности, а о настоящем христианском смирении. Наше желание служить Богу и исполнять Его волю, как ни странно, часто приводит к гордыне. Мы начинаем слишком много о себе мнить. С каждым нашим добрым поступком, наша «цена» в наших собственных глазах возрастает. А потом, за наши поступки мы уже требуем вознаграждение. Сначала нам хватает искренней благодарности и уважения тех, кому мы сделали что-то хорошее, но со временем, особенно если нам кажется, что нас не ценят по достоинству, мы начинам требовать. Требовать как от людей, так и от Бога. Требовать награды, платы за творимое нами добро. А вот это и есть рабское сознание. Добро, это то, что мы попросту должны сделать, не рассчитывая ни на какую награду.