Евангелие от Иоанна

Глава 15 (9-17)

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Деяния Апостолов

Глава 1

И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал  (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.  Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Слово пастыря

Выбор при помощи жребия кажется нам не то чтобы несправедливым, а вообще странным. Трудно нам представить, чтобы таким способом выбирали, скажем, римского папу: собрали бы всех кардиналов и бросали жребий. Мы склонны доверять собравшимся на конклаве и верим, что отдавая свой голос за того или иного кандидата, они принимают во внимание и его заслуги в прошлом, но прежде всего оценивают перспективы его будущей деятельности. Почему апостолы не могли проголосовать и выбрать одного из двух? Или может быть Петр, которому сам Иисус доверил наивысшую пастырскую власть, мог бы сам сделать выбор.
Заметим, что оба кандидата были достойны, оба, как утверждает Петр «находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас». Они были свидетелями всех Его чудес и слышали все Его притчи. Наверняка были среди тех семидесяти учеников, которых Он посылал на проповедь (Лк 10,1).
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» говорит Иисус в сегодняшнем фрагменте Евангелия. Может быть, поэтому апостолы решили и этот выбор предоставить Святому Духу.
В жизни нам тоже неоднократно приходится делать выбор, принимать какое-либо важное решение, последствия которого будут влиять на наше будущее. Нет, речь не идет о выборах президента, хотя и это, конечно, важно. Выбор учебного заведения, выбор работы, выбор спутника жизни, выбор монашеского ордена, для тех, кто желает посвятить себя служению Богу… Это то, что каждому из нас намного ближе. Конечно, иногда в этих вопросах не появляется альтернативы – мы твердо уверены, что хотим именно этого, а не чего-то другого. Но иногда возникают сомнения. И то хорошо и это. Что лучше? Что помогает нам сделать выбор в этом случае? Конечно, нужно все обдумать, подсчитать все плюсы и минусы… А обращаемся ли мы за помощью к Богу? Просим ли Его помочь нам определиться? Нет, речь идет не о том, чтобы бросить монетку или вытащить короткую спичку. Речь идет о знаке свыше. И если мы действительно хотим, чтобы наша жизнь была исполнением Божьей воли, мы должны научиться распознавать эти знаки, принимать Божьи подсказки, вверяя свои решения (а мы по-людски всегда можем ошибаться) Божьему Провидению.