Евангелие от Матфея

Глава 11 (20-24)

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;     но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

 

Исход

Глава 2 (1-15)

Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его. Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея;

Слово пастыря

Сегодняшний фрагмент Евангелия может быть для нас непонятен не только из-за обилия в нем названий древних населенных пунктов, незнакомых для нас, быть может, за исключением знаменитого Содома, но также из-за самой постановки проблемы. Почему это одним «горе», а другим – тем, в абсолютной грешности которых мы убеждены – будет «отраднее»? Хоразин, Вифсаида, Капернаум – города Галилеи в которых проповедовал Иисус, здесь Он творил много чудес, в этих городах Он нашел нескольких из своих учеников: Петра, Андрея, Филиппа, Иакова и Иоанна. Однако большинство жителей этих мест восприняли Иисуса равнодушно. Чем же эти люди заслужили осуждение худшее от жителей языческих Тира и Сидона – городов, в которых поклонялись Молоху, Ваалу и Астарте? Или самого грешного из всех городов – Содома, название которого стало символом порока? Наверняка жители галилейских городов вовсе небыли грешниками в нашем понимании этого слова, они спокойно ловили рыбу, занимались торговлей, их бизнес процветал. Они верили в Единого Бога, ходили в паломничество в Иерусалим и были уверены в своей праведности. Точно также как и мы…

Как часто мы сравниваем с Содомом и его обитателями современных грешников? Называем Содомом многие города или даже страны и континенты, с их погрязшими в пороках жителями – содомитами. Но может случиться так, что в день суда им будет отраднее, чем нам? «Если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня». Может быть, они стали такими только потому, что никто не проповедовал им Христа?

Как же так? – возразим на это – ведь речь идет именно о христианских странах, которые сознательно и добровольно отреклись от своей веры. Да, это правда. Но может быть, они отреклись не от Христа, а от ложного образа Христа, который им преподносили те, чья вера также была искажена? Увы, история Христовой Церкви это не всегда история развития, но также и деградации. Новый Содом ждет новых апостолов и наше дело не клеймить и осуждать, а проповедовать истину и благовествовать спасение.

Автор: о. Ириней Погорельцев