Евангелие от Луки

Глава 7 (11-17)

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

Первое послание к Тимофею

Глава 3 (1-13)

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.      Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Слово пастыря

Мы привыкли считать, что главным (или даже единственным) условием чудес Иисуса является вера того, кому Он оказывает эту милость. Действительно, во многих случаях Иисус спрашивает больного «веришь ли ты, что Я могу тебя исцелить», или «да будет тебе по вере твоей» и, наоборот – там, где в Него не верили, Он и чудес не совершал, дивясь их неверию. Может создаться такое впечатление, что если человек не имеет веры (или надлежащей для совершения чуда силы веры), то Бог бессилен что-либо для него сделать. Но мы знаем, что это не так, и далеко не во всех чудесах совершенных Иисусом упоминается вера. История с единственным сыном наинской вдовы – один из таких случаев.

О том, что юноша имел какую-либо веру, не может быть и речи – он был мертв. Может Иисус совершает это чудо по вере его матери? Возможно, но Он не спрашивает её «веришь ли ты, что Я могу его воскресить», как Он спрашивал у Марты, когда собирался воскресить Лазаря. В любом случае, убитая горем вдова ни словом, ни делом не выказывает свою веру. Тем более это следует сказать об остальных людях, шедших в похоронной процессии.

Единственная причина, по которой Иисус совершает это чудо – жалость. И жалость эта (заметим) по отношению не к самому юноше, а к его матери: «Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь».

Мы знаем, что чудеса Иисуса имеют еще и символическое значение. Смерть – всегда символизировала тяжкий грех, духовную смерть, и как следствие – вечное осуждение. Бывает, что человек, скованный тяжким грехом как уже не имеет сил покаяться, даже на смертном одре. Отсутствие веры делают бессмысленными все те средства спасения, которые может предложить ему Церковь. И так он умирает в состоянии греха. Обречен ли он на вечное осуждение?

Если он сам не заслуживает спасения, быть может, жалость к его матери (жене, сыну или дочери, близкому другу) заставит Бога даровать ему спасение? Ведь мы знаем, что наша радость в Небе не будет полной, если кто-либо из тех, кого мы любим, будет обречен на вечные муки.

Автор: о. Ириней Погорельцев ОР