Евангелие от Матфея

Глава 1 (18-24)

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.

Книга Пророка Иеремии

Глава 23 (5-8)

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.

Слово пастыря

О приходе Мессии говорили многие пророки. В сегодняшнем фрагменте Евангелия, Матфей вспоминает знаменитое пророчество Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». В первом же чтении сегодняшней Литургии Слова мы слышали пророчество Иеремии: «Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!»». Заметим, что оба пророчества говорят об «именах», которыми будут называть Христа. Это далеко не все символические имена будущего Мессии, вспомним, например, еще одно пророчество Исаии: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6).Каждое из этих имен несет в себе огромное символическое, теологическое значение, и можно долго размышлять над ними, стараясь разгадать их смысл. Сегодня, однако, обратим внимание только на имя «Господь — оправдание наше».В новых переводах читаем «праведность», а не «оправдание». Имеет ли это какое-то принципиальное значение? «Оправдание» — скорее термин юридический, противоположный обвинению, если речь идет о суде, в данном случае – Божьем Суде. «Праведность», она же «справедливость» — добродетель, которую должен практиковать в своей жизни каждый верный – умение поступать «право», то есть правильно, справедливо. Но разве праведность нашей жизни не является также нашим оправданием перед Богом?Апостол Павел говорит: «сердцем веруют к праведности» (Рим 10,10), что также переводят «к оправданию». Эти слова стали предметом многовекового спора католиков с лютеранами касательно оправдания: верою или делами мы оправдываемся. Но мы не станем углубляться в этот спор, оставим его полемистам… для нас главное, что нашим оправданием является Христос. Наша вера конечно необходима, но какой бы сильной она не была, спасает нас не «сила нашей веры», а та сила, которую дает нам Христос, в которого мы веруем. Наша праведность и добрые дела конечно, важны, без них наша жизнь была бы лишена добродетели, но все они – не наша заслуга, а дар благодати. Поэтому тот же Павел говорит: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим 3,24). И в другом месте: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5, 18). Вот, что значит «Господь — оправдание наше».Мы можем вести праведную жизнь, поступать право и справедливо, не только не грешить, но и совершать множество благих поступков, иметь, как нам кажется, глубокую и сильную веру. И это может давать нам уверенность в спасении, в том, что на Страшном Суде мы будем оправданы. Но даже Павел, жизнь которого для каждого из нас может быть примером праведности, не утверждает этого, говоря: «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне — Господь» (1Кор 4,4).