Евангелие от Луки

Глава 18 (35-43)

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Первая книга Маккавейская

Глава 1 (10-15, 41-43, 54-57, 62-64)

И вышел от них корень греха — Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского. В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло. Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; у кого находили книгу завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета,- и умирали. И был весьма великий гнев над Израилем.

Слово пастыря

Вопрос, который задает слепому нищему Иисус: «Чего ты хочешь от Меня?» — звучит, на первый взгляд, почти банально. Чего же еще мог хотеть этот несчастный человек, если не обрести зрение? И все же, за годы своего бедственного существования этот человек (ни имени, ни возраста которого Лука не передает) привык просить о другом: о куске хлеба, о монете, о крове над головой, об одежде, о помощи в преодолении какого-то отрезка пути. Вероятнее всего, он уже и не надеялся, не мог ожидать от людей чего-то большего, чем сострадание и подаяние, которые помогали ему выживать. Его обращенный к Иисусу крик поначалу также звучит как зов о помощи и сострадании: «Помилуй меня!» — то есть, «сжалься надо мной», «пожалей меня». Он не может видеть Иисуса, но это не мешает (а может, и наоборот – помогает) загореться вере в его сердце: перед ним – не просто мудрый и могущественный человек. Перед ним – Тот, Кто в силах сделать то, о чем других просить нелепо и бессмысленно. Поэтому, представ перед Иисусом, он не просит ни о помощи, ни о жалости, но – об исцелении: «Господи, чтобы мне прозреть!». Исцеляя его от физической слепоты, Иисус возвещает этому человеку и Благую весть о спасении: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». Обретя зрение, этот человек идет теперь за Иисусом, славя Бога. И это – поистине новая жизнь! Именно это Господь может и хочет совершить и с каждым из нас.

Господи, помоги мне, слыша Твой голос, зная, что Ты близко, с дерзновением и верой взывать к Тебе, прося не о сиюминутном, но о главном. Помоги, обретя Твой спасительный дар, откликнуться на него новой жизнью: прозреть и идти за Тобой, славя Бога.

о. Николай Дубинин