Евангелие от Луки

Глава 19 (1-10)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Вторая книга Маккавейская

Глава 6 (18-31)

Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигший старости, но весьма красивой наружности; его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучение и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием. Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости и достигнутой им славной седины и благочестивого издетства воспитания, а более всего — святаго и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал и сказал: немедленно предать смерти; ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример — охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение. Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие. Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели.

Слово пастыря

Как мы знаем из Евангельских текстов, слово «мытарь» и слово «грешник» были в ту пору синонимами. Профессия сборщика податей не давала возможности оставаться праведным, а что уж говорить о «начальнике мытарей», которым был Закхей.

Но даже этот человек, которому как кажется, нет дела до Бога и Его заповедей, хочет увидеть Иисуса. Что это? Праздное любопытство? Наверное, нет. Он сознает свои грехи, но смелости подойти к Иисусу, как это сделала грешная женщина, у него не хватает. Он только хочет взглянуть на Него, укрывшись в кроне дерева. Наверняка он боялся личной встречи, уверенный, что встретится с осуждением, с порицаниями, которые наверняка уже много раз слышал от других «праведников».

Поэтому первый шаг навстречу делает сам Иисус. Он не призывает его тот час же покаяться, Он просто хочет к нему войти. Закхей мог бы сказать «нет». «Не хочу принимать Тебя в своем доме, не хочу впускать Тебя в свое сердце, мне и так хорошо в моем грешном мирке и я не хочу ничего менять». Как часто именно такие слова говорят грешники, когда какой-либо праведник призывает их к покаянию. Но Иисус просто хочет войти к нему, не для того, чтобы осуждать, «читать морали» и пугать вечной мукой. И это подействовало. Приняв Иисуса в свой дом, то есть, впустив в свое сердце, Закхей преображается изнутри. Грех больше не может пребывать там, куда вступил сам Бог.

Часто мы, считающие себя праведниками, и считающие своим долгом призывать к обращению грешников, поступаем совсем наоборот. Пытаясь увещевать, мы осуждаем. Грешнику не нужно наше осуждение, если его уже давно осудила собственная совесть, ему не нужно наше поучение – он сам осознает свою вину. И «зайти в гости», как это сделал Иисус, это не «лезть в душу», как это делаем мы. Все, что грешнику нужно – это Бог, который исцелит его душу, и Он может войти к нему вместе с нами, если нам удастся проникнуть в его сердце. Но у нас это редко получается, поскольку вместо любви наши сердца полны отвращения, как у тех людей, которые «начали роптать, что Он зашел к грешному человеку».

Мы далеки от того, чтобы просто предложить грешнику свою дружбу, и даже если понимаем, что это может ему помочь, не делаем этого, боясь, что подумают о нас другие люди. Так мы проходим мимо, а Закхей продолжает сидеть на своем дереве, пытаясь разглядеть святость, которой в нас, увы, нет.

Автор: о. Ириней Погорельцев