Евангелие от Луки

Глава 19 (1-10)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Откровение Иоанна Богослова

Глава 3 (1-6)

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Слово пастыря

Как мы знаем из Евангельских текстов, слово «мытарь» и слово «грешник» были в ту пору синонимами. Профессия сборщика податей не давала возможности оставаться праведным, а что уж говорить о «начальнике мытарей», которым был Закхей. Но даже этот человек, которому, как кажется, нет дела до Бога и Его заповедей, хочет увидеть Иисуса. Что это? Праздное любопытство? Наверное, нет. Он сознает свои грехи, но смелости подойти к Иисусу, как это сделала грешная женщина, у него не хватает. Он только хочет взглянуть на Него, укрывшись в кроне дерева. Наверняка он боялся личной встречи, уверенный, что встретится с осуждением, с порицаниями, которые наверняка уже много раз слышал от других праведников. Поэтому первый шаг навстречу делает сам Иисус. Он не призывает его тот час же покаяться, Он просто хочет к нему войти. Закхей мог бы сказать «нет». «Не хочу принимать Тебя в своем доме, не хочу впускать Тебя в свое сердце, мне и так хорошо в моем грешном мирке и я не хочу ничего менять». Как часто именно такие слова говорят грешники, когда какой-либо праведник призывает их к покаянию. Но Иисус просто хочет войти к нему, не для того, чтобы осуждать, «читать морали» и пугать вечной мукой. И это подействовало. Приняв Иисуса в свой дом, то есть, впустив в свое сердце, Закхей преображается изнутри. Грех больше не может пребывать там, куда вступил сам Бог.

Часто мы, считающие себя праведниками, и считающие своим долгом призывать к обращению грешников, поступаем совсем наоборот. Пытаясь увещевать, мы осуждаем. Грешнику не нужно наше осуждение, если его уже давно осудила собственная совесть, ему не нужно наше поучение – он сам осознает свою вину. И «зайти в гости», как это сделал Иисус, это не «лезть в душу», как это делаем мы. Все, что грешнику нужно – это Бог, который исцелит его душу, и Он может войти к нему вместе с нами, если нам удастся проникнуть в его сердце. Но у нас это редко получается, поскольку вместо любви наши сердца полны отвращения, как у тех людей, которые «начали роптать, что Он зашел к грешному человеку». Мы далеки от того, чтобы просто предложить грешнику свою дружбу, и даже если понимаем, что это может ему помочь, не делаем этого, боясь, что подумают о нас другие люди. Так мы проходим мимо, а Закхей продолжает сидеть на своем дереве, пытаясь разглядеть святость, которой в нас, увы, нет.