Евангелие от Луки

Глава 19 (45-48)

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Первая книга Маккавейская

Глава 4 (36-37, 52-59)

Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион. В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц Хаслев — сто сорок восьмого года встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников. И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева.

Слово пастыря

Сегодняшний короткий отрывок Евангелия от Луки полон сильных, волнующих и почти революционных чувств.

Иисус входит в храм. Храм — это специально построенное здание для религиозных целей. Храм, в который вошел Иисус, был прекрасен, полон золота и весь сверкал красотой.

Храм является определенным местом, где человек вступает в контакт со своим Богом. Иисус вошел в такое здание. Он, как религиозный человек, очень уважал это место.

Войдя в храм, Иисус увидел вещи и действия в том святом месте, которых там не должно быть. Из-за этого Он возмутился и разгневался, взялся за дело и с большой решимостью очищает храм от торговли.

Я каждое воскресенье по пути до приходского филиала, проезжаю мимо крупных торговых центров, там парковки переполнены, а подъездные пути всегда забиты пробками. Правда, эти торговые центры не находятся в пределах сакральных помещений, но действительно ли это так? Апостол Павел любит сравнивать человека с храмом: «Вы — храм Духа Святого…». Именно этот храм Святого Духа разрушается в этих торговых центрах.

Бог, создав человека, одарил его особым достоинством и красотой. Достоинство существования, труда, отдыха, радости, общения с другими и правления всем сущим… Достоинство особой жизни. Все это в торговых центрах усугубляется.

Люди, которые работали всю неделю, проводили ежедневно 8 или 10 часов, или даже больше на рабочем месте, в не очень хороших и чистых помещениях, школах, больницах, мастерских, уставшие теперь бросаются в эти сверкающие красочные пространства торговых центров, где поглощают их бесчисленные вещи, реклама, предложения, рекомендации. После нескольких часов ходьбы с полиэтиленовыми пакетами, наполненными нужными и ненужными вещами, они возвращаются уставшими в свои квартиры, чтобы снова начать зарабатывать для следующей покупки.

Иисус изгоняет торговцев, говоря: «дом Мой есть дом молитвы», а вы сделали его вертепом разбойников». Храм – также и наш личный внутренний храм, — это место, где мы встречаемся со своим Богом. Торговля и магазины бросаются в глаза тысячами блесток, отвлекают нас от истинных желаний, отвлекают от мыслей о Боге, от жажды вечного счастья, и предлагают в большинстве своем, сверкающие мелочи, без которых можно жить.

Мы часто не понимаем весь этот торговый хаос, и нам трудно понять, когда, как, что, где покупать, что нам нужно и без чего мы можем обойтись.

Это осквернение Храма Божьего внутри нас Иисуса злит. Поэтому, дорогие христиане, когда вы идете в магазин по воскресеньям, подумайте о том, что вы делаете и как поступил бы Иисус с вами найдя вас в воскресенье в торговом центре.

Далее, текст Евангелия говорит нам, что когда Иисус был в Иерусалиме, Он каждый день учил в Храме.

Обратим внимание на Иисуса, он учит. Посвятим Ему время, задержимся немного вблизи Него, и Он научит нас, как сохранить наш Храм Святого Духа среди современного потребительского общества.

Следующие сильные, тревожные чувства — это чувства фарисеев, которые наблюдают за Иисусом со стороны. Они хотят удалить его, убить его, им не нравится его поведение и его принципы.

Не надо обманываться, что наше общество будет относиться к нам хорошо с похвалой, если мы хотим сохранить наше истинное человеческое достоинство, отдохнуть, быть с семьей, не гоняться за богатством, сохранять святость воскресенья и иметь время для молитвы.

Перед торговыми центрами новогодние огни уже вспыхивают, рекламные огни зовут и привлекают наш взгляд. Подумаем о том, как мы проведем наш рождественский пост. Приведем ли и мы Иисуса в состояние гнева, или, как фарисеи, планируем, как обойтись и жить без Бога. Перед нами есть и вариант, поступить подобно людям собиравшимся вокруг Иисуса, стремящимся к истине. По воскресеньям, и чаще собраться вокруг Него и сохранить святость нашего духовного Храма, святость нашего крещения и христианское призвание.

Иисусе, приди в маленький храм моей жизни, приди в то святилище, которое Ты создал для меня в таинстве крещения. Приди, Иисус, я хочу быть с Тобой, чтобы поговорить с Тобой, слушать Тебя, смотреть на Тебя. Приди, Иисус, и спаси меня от силы потребительского менталитета, который затягивает и в конце концов пожирает. Приди, Иисус.

с. Августина Месарич,