Бытие
Глава 13 (2, 5 – 18)

И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Евангелие от Матфея
Глава 7 (6, 12-14)

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Слово пастыря

В сегодняшнем фрагменте Евангелия Иисус дает нам несколько важных наставлений. В первую очередь обратим внимание на «псов и свиней». Кого имеет в виду Иисус? Знаем, что эти животные считались в Израиле нечистыми, но речь, конечно, идет не о животных, а о людях. Мы называем «свиньями» людей некультурных и невоспитанных, но здесь эти символы имеют совершенно другое значение. Во втором послании Петра мы находим ответ на этот вопрос: «пес возвращается на свою блевотину», и: «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2,22). Речь здесь идет об отступниках, о тех, кто «избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими», поэтому Петр заключает: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». Однако, такое понимание проблемы небезопасно, так как может свести на нет миссионерскую деятельность Церкви. Противники миссии утверждают, что не стоит обращать в истинную веру представителей других религий, так, мол, они имеют шанс спастись, исповедуя свои, пусть даже примитивные верования, а приняв Христа и отказавшись от Него, или исказив Его учение – заслужат только осуждение. Должна существовать некая общечеловеческая ценность, правило приемлемое для всех людей. И это – следующее наставление Иисуса.

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» – это т.н. «золотое правило нравственности», известное не только христианству и иудаизму (в этом Закон и Пророки), но и лежащее в основе нравственного учения многих мировых религий: индуизма, конфуцианства, также и античной философии. Нельзя сказать, что кто-то у кого-то его перенял, скорее каждый пришел к этому самостоятельно. На этом правиле основан и знаменитый категорический императив Канта. Универсальность этого правила состоит в том, что оно приемлемо для представителей различных религий, разных философий и даже для атеистов. Ведь это не «заповедь» данная «сверху», под диктатом Высшего Существа, а правило вытекающее из опыта межличностных отношений, направленное на счастье как свое собственное, так и счастье другого. Поэтому и тот, кто нарушает это правило, не просто грешит, не просто нарушает заповедь какой-то религии, а нарушает общечеловеческий нравственный закон. Перед таким человеком бессмысленно «бросать жемчуга», поскольку единственное, на что он способен – попрать ногами любые общечеловеческие ценности и растерзать тех, кто их провозглашает.

Слова Иисуса «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» могут наполнить нас пессимизмом. Неужели спасутся немногие? Но ведь «золотому правилу» следует определенно большинство людей, даже в других религиях! Или этого правила недостаточно для спасения? Конечно, соблюдение «золотого правила» делает нас людьми – людьми хорошими, уважающими свободу и интересы других людей, людьми, способными жить в цивилизованном обществе. Но в этом цивилизованном обществе, среди всех этих людей, свободу которых мы должны уважать, нам следует найти свою узкую стезю.

В сегодняшнем первом чтении мы слышали весьма поучительный пример. Авраам и Лот расстаются как цивилизованные люди, не желая друг другу зла, следуя «золотому правилу», но один выбирает Харран, второй – Содом, и мы знаем, чем окончилась эта история…

Автор: о. Ириней Погорельцев