Евангелие от Иоанна

Глава 15 (26-16, 4a)

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Деяния Апостолов

Глава 16 (22-34)

Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Cлово пастыря

Святой Дух Утешитель, согласно словам Иисуса должен «обличить (в другом переводе: убедить) мир о грехе, о правде (в других переводах: праведности, справедливости) и о суде». Следует считать, что эти три вещи – нечто наиважнейшее для этого мира (то есть внешнего, относительно Церкви, мира), а значит – это нечто важное также для нас, призванных обращать этот мир, нести ему Благую Весть. Но вот пояснения, которые дает сам Иисус, заставляют нас задуматься, о чем тут вообще речь?

«О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден». За разъяснениями обратимся к св. Фоме Аквинскому (Комментарии к Евангелию от Иоанна).

  1. Когда мы говорим о грехе, думаем, прежде всего, а иногда даже исключительно о плотских вожделениях. Но, по словам Иисуса – грех это неверие. Ибо «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин 3,18). Св. Фома подчеркивает: «Он убеждает только о грехе неверия, поскольку через веру все другие грехи бывают уменьшены». И далее замечает: «Иисус говорит: ибо не веруют в Меня (in me), а не «мне» (mihi или me), поскольку даже бесы верят, что Он – Христос и дрожат. Они же верят «в Меня» верой сформированной надеждой и любовью».
  2. В чем заключается правда (праведность) того, что Иисус «идет к Отцу»? Св. Фома учит, что речь здесь идет о человеческой природе Иисуса, которую ученики больше не увидят, и ссылается на комментарий св. Августина: «Господь говорит: иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня, желая сказать: вы верите в меня относительно моего божества, а поскольку Я иду к Отцу, будете верить также в отношении к моей человеческой природе. А такой праведности веры мир не следует».
  3. Князь мира сего, то есть дьявол, осужден (то есть изгнан). Что это значит? Св. Фома дает такое объяснение: «Он говорит это, чтобы поставить под сомнение оправдания людей, которые поясняя свои грехи, утверждают, что это дьявол их искусил. (…) Они не могут этим оправдаться, поскольку дьявол был изгнан из сердец благодатью и верой во Христа, а также Святым Духом так, чтобы не искушал изнутри, а только снаружи, что является допустимым испытанием. Поэтому могут ему противиться те, кто жаждет соединиться с Христом».