Евангелие от Луки 13 (18-21)
Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Слово пастыря
В притче о горчичном зерне присутствует еще один символ, на который мы чаще всего не обращаем внимания. Мы видим сначала горчичное зерно, потом выросшее «дерево». Конечно, горчица – это однолетнее растение и никогда не становится деревом (например, в Евангелии от Марка это зерно, вырастая «становится больше всех злаков», но уж никак не деревом). Так или иначе, увлекшись этой символикой, открывающей нам тайну Божьего Царства, как чего-то возрастающего, из малого превращающегося в великое, мы упускаем символ «птиц небесных», который также присутствует в этой притче. Символика птиц появляется в Писании настолько часто, что было бы упущением не обратить на нее внимания также в связи с этой притчей. Тем более что эта символика далеко не однозначна. Например, в евангельской притче о сеятеле, птицы, которые выклевывают семя, посаженное при дороге, символизируют «лукавого», который похищает посеянное (Мф 13,19). В Ветхом Завете и в Откровении мы также встречаем довольно негативный образ птиц-стервятников. Например, у Иезекииля (32,4): «И выкину тебя на землю, на открытом поле брошу тебя, и будут садиться на тебя всякие небесные птицы и насыщаться тобою звери всей земли». Однако в данном случае мы имеем дело с образом позитивным, поскольку речь идет о птицах, которые укрываются в кронах деревьев. Это прежде всего образ Израиля – посаженного Богом кедра в пророчестве того же Иезекииля (17,23): «На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его». Или подобный образ из сна Навуходоносора, смысл которого раскрывает Даниил (4,9): «Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть». Вспомним также псалом 103,12: «При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос». Все эти образы открывают значение этого символа – это безопасность, место, где можно укрыться. Значит и в притче о горчичном зерне птицы появляются не только для того, чтобы подчеркнуть величину этого дерева, но прежде всего – его укромность, безопасное место, в котором можно укрываться от зноя и даже вить гнезда. Поэтому св. Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей, сравнивает это дерево со Христом: «Он — Тот, на котором обитают птицы небесные, то есть пророки, апостолы и все избранные». Царство Божие – наше прибежище, такой вывод мы делаем из этой притчи. Прибежище, которое будучи маленьким зерном, кажется нам, неспособным укрыть нас от невзгод этого мира, но ставши деревом, дает надежную защиту каждому, кто в ней нуждается.
Автор: о. Ириней Погорельцев
Добавить комментарий