ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ БОГА

——6——

Обманчивые силы человеческого «я»

Первородный грех нанёс рану человеческой природе, вселив в душу желание, являющее эхом искушения, которому поддались первые родители: «Будете как боги» (ср. Быт 3,5). С тех пор человеческое стремление к трансцендентальному ориентируется на ложную цель — преодолеть границы собственных возможностей. Вместо того чтобы жаждать силы Бога, мы прикладываем усилия к тому, чтобы в собственном «я» найти опору, которая со временем оказывается всего лишь иллюзией.

В очищении «тёмной ночи души» Господь Бог лишает нас этой иллюзии и, поставив нас перед лицом Своей мощи, делает явным наше бессилие. В благословенной, по сути, слабости человеческого «я» убеждают нас испытания, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни, — страх за будущее, увиденное без Бога, ограниченность нашего ума и памяти или же становящаяся вдруг явной бренность того, на чём мы строили свою систему жизненных гарантий.

МРАЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА БУДУЩЕГО БЕЗ БОГА

Когда блага этого мира перестают быть для нас опорой, может наступить такой момент, когда нам будет казаться, что мы полностью утратили власть над своей жизнен¬ной ситуацией — подобно тому, как это случилось с Апостолами во время бури на озере (Мк 4, 35-41). Наверняка они пробовали и молиться, и собственными силами бороться со стихией, но, несмотря на это, уже не могли обрести опору ни в себе, ни в надёжности своей лодки. Охваченные ужасом, они усомнились в возможности спасения, им казалось, что они погибают.

В период внутреннего очищения, когда рушатся наши ложные опоры, мы также зачастую реагируем на это страхом. Желание противостоять трудным испытаниям не проявляется напрямую, потому что обычно мы отдаём себе отчёт в том, что это — Божие вмешательство в нашу жизнь. Однако, если то, что нам приходится изведать, порождает в нас тревогу или вызывает упадок духа, то это то же самое, как если бы мы подвергали со-мнению дело Искупления, которое свершилось на пути страдания и полного обнажения.

В основе чрезмерной заботы о том, что нас ожидает, лежит подвергание сомнению надежды, связанной с Богом и с тем, что Он Сам позаботится о нас завтра, как делал это вчера и сегодня. Ведь Он всегда был, есть и останется единственной нашей подлинной опорой.

Когда мы планируем будущее, пользуясь категориями разума, не освящённого верой, мы не принимаем во внимание действий Всемогущего Отца и Его ответов на ситуации, в которых мы окажемся. Неужели мы считаем себя существами, которые могут формировать будущее?

Как же настойчиво призывает нас Господь Иисус, чтобы мы удерживали свои мысли как можно дальше от будущего (Мф 6,34). Даже тогда, когда они настойчиво приходят в голову. В период духовного обнажения мыс-ли о будущем могут нас даже преследовать, особенно в определённый момент, когда мы не видим для себя ни-какой надежды. Тогда нам будет казаться, что всё уже предопределено, что мы обречены на медленную гибель. Это порождает страх и желание бегства, поэтому часто реакцией на потерю опор является замкнутость в собственном мирке. В зависимости от этапа духовной жизни, а также от типа личности и её интересов, это может проявляться по-разному, однако всегда это является при¬знаком неверности и даже бунта, признаком того, что мы всё ещё пытаемся искать опоры вне Бога.

Между тем, на пути к единению с Иисусом духовное обнажение не обязательно должно происходить так, как нам представляется. Господь абсолютно свободен в выборе способов нашего очищения. Возможно, мы сами увеличиваем свои страдания и муки из-за того, что занимаем ненадлежащую позицию по отношению к миру, по отношению к сегодняшнему дню и к будущему, даже к прошлому?

Чрезмерная забота о будущем и наша забывчивость касательно вмешательства Бога в нашу жизнь — это попирание дара, который делает нас любимыми, окружёнными постоянной заботой детьми Отца Небесного. Если мысли о будущем порождают в нас грусть, уныние и удручённость, то это значит, что мы подвергаем сомнению отцовскую любовь Бога. Поэтому преувеличенная забота о будущем становится причиной не только психических, но и духовных страданий, связанных с отсутствием опоры в Божием Провидении.

 

ПЕРЧАТКА, БРОШЕННАЯ ЗЛЫМ ДУХОМ

Подавленность и грусть, которые появляются, когда мы поддаёмся искушению и начинаем проявлять чрезмерную заботу о будущем, выразительно указывают на то, что нет в этом Бога, что такое мышление и отношение — его наше «творение», в котором часто участвует также злой дух. Поэтому слова Спасителя, обращённые к Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16,23), могут относиться также и к нам.

Из-за чрезмерной заботы о будущем мы поддаёмся сатане точно так, как это случилось со св. Петром, который на слова Иисуса, говорящего об ожидающих Его страданиях и смерти, отреагировал решительным сопротивлением: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» (Мф 16,22). Пётр, видя перспективу страданий и смерти своего Учителя и связанных с этим собственных мучений, хотел предотвратить это чисто по- человечески.

Искушение поддаться чрезмерной озабоченности содержит в своей основе подвергание сомнению надежды, что Бог позаботится о нас. А когда мы сталкиваемся с искушениями против надежды, веры и чистоты, здесь нельзя бороться напрямую . Эти искушения являются перчаткой, брошенной нам сатаной, его непосредственным вызовом. А тот, кто начинает борьбу с сатаной, заранее обрекает себя на неминуемое поражение, потому что, пытаясь опереться на себя самого, верит, что он сильнее, чем злой дух.

Что же нужно делать?

Представь себе, что тебя вызывает на поединок кто-то, кто значительно сильнее тебя и полон гордыни. Если ты знаешь, что в сражении ты не способен ему противостоять, то лучше было бы вовсе не «поднимать этой перчатки». Во времена средневековья для рыцаря такое поведение было самым тяжёлым оскорблением. Сатана также будет особенно унижен и побеждён таким пренебрежением — игнорированием искушения. В противном случае он будет уничтожать и ослаблять тебя, искушая мыслями о будущем и приводя в состояние всё большей грусти, сомнения и уныния.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОЗАБОЧЕННОСТИ

Бог вовсе не ожидает от нас борьбы с чрезмерной озабоченностью и с мыслями о будущем. Счастлив тот, кто и простоте сердца смотрит на своё настоящее и не думает о будущем, сознавая, что оно не принадлежит ему, а полностью находится в руках Бога. Пример святых укрепляет нас в убеждении, что вмешательство Бога может быть настолько сильным, что даже смерть в мучениях будет проникнута присутствием Того, с Кем человек соединился, присутствием самой ласковой Любви.

На этапе очищения наше действенное отречение должно особенным образом концентрироваться на том, чтобы непрестанно подвергать сомнению чрезмерную озабоченность нашим будущим или же будущим людей, так или иначе порученных нам. Когда появляется искушение поддаться бунту, страху или разочарованию, следует признаться в порабощении человеческими опорами и в слабой вере, с упованием призывая Божие милосердие. Тогда Иисус, склоняясь над нашим убожеством, Сам вмешается в процесс нашего обнажения, справляясь с непреодолимыми для нас барьерами.

От чрезмерной озабоченности мы можем защищаться актами веры, надежды и упования, даже если бы они казались нам абсолютно тщетными. Невзирая на это, надо взывать к Богу, как взывал слепой под Иерихоном, тонущий Пётр или Апостолы во время бури на озере: «Господи, спаси! Иисусе, помилуй меня!». Надо молиться, чтобы Он Сам уберёг нас от попирания Божией любви: «Господи, Ты видишь, что я не только отступаюсь от Тебя, но и других также заражаю своей печалью и чисто человеческим мышлением. Господи, спаси и сохрани меня!».

Неверие, печаль, разочарование или бунт вовсе не являются окончательной преградой на пути к святости. Такой преградой является только отказ от обращения к Искупительной Жертве Христа.

 

ОЧИЩЕНИЕ РАЗУМА И ПАМЯТИ

Понятно, что в повседневной жизни мы руководствуемся разумом, знаниями, приобретённым опытом, и это становится для нас опорой. До определённого эта¬па духовной жизни Бог соглашается на это.

Однако со временем Он может пожелать, чтобы мы больше уповали на Него и лишались заблуждений, касающихся всяческих иных опор. Согласие на крушение ложных опор связано с готовностью подвергнуть

сомнению всё, что до сих пор мы считали неопровержимым фундаментом нашей жизни.

На это, однако, может не согласиться наш разум, может также запротестовать память, подсовывая примеры из прошлого, из которых однозначно следует, что потеря опор приводит к гибели. Разум, не освящённый светом веры, и неочищенная память могут стать источником сомнений, сопротивления и бунта против Божиих требований. Именно отсюда и вытекает необходимость их очищения .

Очень важно, чтобы мы предприняли в этой сфере акт самопожертвования, обязуясь непрестанно отрекаться от себя, чтобы всё больше открываться на то, чем же¬лает одарить нас Любящий Отец. Он хочет, чтобы мы, подвергая сомнению свои собственные суждения и оценки, соглашаясь на то, чтобы Он раскрывал содержащиеся в них фальшь и иллюзии, вставали пред Ним с открытым сердцем и душой, с волей, готовой пойти за Ним. Здесь, прежде всего, имеет значение наше внутреннее отношение — готовность подвергнуть сомнению свой собственный способ мышления. Насколько мы будем готовы это сделать — настолько будем способны пойти за голосом Бога.

Бог желает, чтобы мы, всё полнее соединяясь с Ним, жили жизнью веры, обретая опору в Его силе и любви. Однако это совершенно противоречит нашим привязанностям и всей системе иллюзорных опор, которые подсовывает нам дух этого мира. Чем сильнее они закоренены в нашем прошлом опыте и во всём способе мышления, тем более глубокого очищения требуют наш разум и память. С этим связано определённого рода страдание. Однако не нужно этого бояться, потому что милосердный Отец с огромной деликатностью проводит нас через испытания веры. Они должны освобождать нас от опирания на иллюзии, чтобы мы, соединяясь с Богом, могли видеть дальше, чем видят наш ограниченный разум и жизненный опыт.

 

БЛАГОСЛОВЕННАЯ СЛАБОСТЬ

Каждый из нас хочет иметь ощущение, что он сильный и ловкий, что сам принимает решения, касающиеся своей судьбы. Мы боимся слабости — физической, психи-ческой, а также духовной, — считая, что она делает нас неспособными к жизни. Тем временем, когда Бог забирает у нас опоры, это всегда связано с нарастающим ощущением общей беспомощности, что должно привести к опиранию только на Него.

Чтобы это стало возможным, мы должны в определённом смысле разочароваться во всех остальных опорах и лишиться связанных с ними иллюзий. Поэтому не стоит удивляться, что по мере развития нашей духовной жизни уменьшается наша устойчивость к стрессам и унижениям, что мы чувствуем себя всё более беспомощны¬ми по отношению к жизни и проблемам, которые ставит перед нами Бог. Наш Спаситель требует всё более глубокого единения с Ним, а это становится возможным тогда, когда мы, окружённые со всех сторон проблемами и событиями, в Нём видим свою единственную опору.

Ведь слабость, которой мы так опасаемся, по сути своей является благословением и великим даром для нас. Уменьшающаяся психическая устойчивость приводит к тому, что мы теряем опору в самих себе, а вместе с этим лишаемся и заблуждения, что мы способны собственными силами противостоять каким-либо испытаниям веры. В результате мы как бы вынуждены умолять о милосердии — это значит, искать опоры в Боге. Тогда появляется исключительная возможность, чтобы Божия благо¬дать проникала в наше сердце. Иисус может воспользоваться нами, как Своим инструментом, по крайней мере, в какой-то степени. Это приводит к тому, что эффективность наших действий несоизмеримо возрастает, потому что особым образом начинает действовать Провидение.

Бог совершал бы чудеса, если бы мы позволили Ему — хоть немного — вмешаться в нашу жизнь. Таким образом, самой лучшей в духовном смысле становится такая ситуация, когда мы совершенно слабы и беспомощны и когда молим о Божием милосердии, уверенные в том, что Создатель любит нас такими, какие мы есть.

ПРЕХОДЯЩАЯ «СИЛА»

Если в некоторых сферах жизни мы всё ещё сильны, следует признать это преходящим состоянием. Хорошее физическое здоровье и психическое самочувствие, великолепная, с нашей собственной точки зрения, «духовная форма» — всё это недолговечно и когда-нибудь по¬степенно будет отнято у нас, чтобы мы могли прильнуть к Богу. Нормой должна стать слабость и ощущение пол¬ной зависимости от нашего Создателя во всех сферах жизни, чтобы насквозь проникли в нас слова: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Ничего — это значит, даже мельчайшей вещи.

Чтобы воспользоваться слабостью — физической, психической и духовной — ив полном смирении умолять о единении с Христом, требуется глубокая вера. Если беспомощность постоянно касается только некоторых аспектов нашей жизни, то мы должны в духе смирения признать, что это слабость нашей веры является причиной, по которой мы не можем быть подвергнуты более серьёзным испытаниям беспомощностью, которые являются призывом к опиранию на Бога, а не на себя.

ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ БОГА, Славомир Бель