Среди  различных форм протеста и отказа по требованию совести (например, от военной службы), та форма, которая касается врачей и связана с абортом, совершенно однозначно  должна рассматриваться как законная и необходимая:  как человек, врач не может совершать действия (или соучаствовать в нем прямым образом),  направленного на уничтожение жизни человеческого индивидуума, пусть даже  находящегося  еще  в стадии развития; как врач,он в силу  своей   профессии  и профессиональной этики  призван к сохранению и поддержанию жизни. Необходимо уважать его независимость.

≪Непризнание права на жизнь,поскольку оно  ведет к уничтожению  личности, ради служения  которой  и существует общество, самым непосредственным и непоправимым образом противоречит возможности осуществления  общего блага. …Когда гражданский закон допускает аборт (эвтаназию), он тем самым перестает быть истинно гражданским, нравственно  обязательным законом… Законы такого типа не только не являются обязательными для совести, но скорее порождают  серьезную  и настоятельную обязанность противостоять им посредством отказа исполнять их по требованию совести.

Такой отказ по требованию совести должен  рассмаnриваться как долг со стороны того, кто в качестве врача, медицинского работника,  лица, ответственного за больницы, лечебные учреждения, поликлиники, может оказаться в обстоятельствах, когда  он должен принимать  участие в операции по искусственному прерыванию беременности.

Возвращаясь к долгу врача, следует напомнить, что политическая власть не может заставить врача сделать хирургическую операцию, которую  он считает ненеобходимой или вредной, и в еще меньшей степени закон может заставить его уничтожить жизнь.

Нравственно недопустимо не только произведение аборта, но и всякое формальное, т.е. интенциональное соучастие в нем: и когда оно является явным со стороны медицинских работников, и когда оно происходит в форме поддержки  со стороны родственников, близких или партнера женщины, которая остается субъектом, ответственным за себя, но иногда может в значительной степени находиться  под воздействием  социального давления.  Недопустимо любое прямое соучастие, даже если оно является только материальным (не  интернациональным): это соучастие выражается в деятельности, которая не имеет иной цели, кроме подготовки к аборту или оказания помощи во время произведения его (участвуют  помощники хирурга, ассистенты врача,  анестезиологи, сотрудники, готовящие инструменты и т.п.).  Об этом в Катехизисе  Католической церкви говорится так: ≪Формальное  соучастие в аборте представляет собой тяжкую  вину. Церковь применяет каноническое наказание отлучения по   отношению к этому преступлению против человеческой жизни. Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации)≫ tataesenlentiae.  ≪Церковь не намеревается таким образом сузить область милосердия. Она указывает на  тяжесть совершенного преступления и непоправимый ущерб, нанесенный невинно убитому, его  род ителям и всему обществу≫. Катехизис  Католической церкви, Cittadel Vaticano,992,п.2272.

Другие формы   материального соучастия, непосредственно не связанные с проведением аборта, в принципе тоже являются недопустимыми, и по отношению к ним  можно заявить свой отказ. Обязательность отказа становится ясной, когда  цель аборта  написана в направлении.

«Искусственный аборт — это проявление отвержения   жизни.   Культура  сторонников свободы абортов  особенно развита в среде, которая отвергает учение церкви (либо старается переделать под  свои эгоистические желания), ..  и главными участниками узаконивания  аборта на государственном уровне были те же лица, которые с давних пор занимались пропагандой противозачаточных средств».

Вацлава, волонтер