Книга Пророка Исаии

Глава 2 (1-5)

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

Евангелие от Матфея

Глава 8 (5-11)

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

Слово пастыря

В центре Евангелия сегодня стоят те слова, которые мы до сего дня произносим, когда собираемся встретиться со Христом на святой трапезе, когда собираемся принять Его самого. В Евангелии солдат говорит эти слова с почтением и доверием. А Иисус, впечатлённый таким проявлением веры, и то ещё от иноплеменника, видит в этом предзнаменование того, что спасение уготовано не только для народа Израиля, а для всех, кто искренним сердцем ищет Бога и обращается к Нему. Однако не всё равно, как обратиться к Богу. Если мы принимаем и произносим эти слова всерьёз, то мы не можем их высказать по-другому, как только в духе смирения и самопознания. Мы не можем ссылаться ни на какие заслуги перед Богом. Только там, где человек перестает надеяться на свои заслуги или достижения, может развиваться могущество Бога. Только там, где человек предается в руки Бога и слушается Его слова, сам Бог может начинает действовать в человеке (и через такого человека для других). Но также есть и ловушки в понятии этих слов. Можно акцентировать на: «…не вошёл под кров мой…» — в смысле: не надо чтоб пришел, я уж как-нибудь сам. И, может быть, что это кажется очень даже смиренным. Но таким образом мы держали бы Иисуса на расстоянии. А преграды, которые мы сами воздвигаем, Иисус не может преодолеть. Только когда мы, сознавая собственную немощность, обратимся к Нему в искреннем смирении, Он сможет нас исцелить. И ещё: хотя мы во время Святой Мессы произносим эти слова как написано в Евангелии: Господи, я недостоин/недостойна… — мы эти слова произносим вместе. В Миссале написано: …Священник…, в полный голос говорит: Вот Агнец Божий, … — и дальше: И вместе с народом продолжает: Господи, я недостоин… То есть, весь собранный приход произносит это вместе со священником в один голос. Не для того, чтобы спрятаться в массе, а для того, чтобы сознавать, что перед Богом мы все равны — грешники, недостойные, возлюбленные Богом и прощенные.