Евангелие от Луки

Глава 10 (21-24)

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

Книга Пророка Исаии

Глава 11 (1-10)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава.

Слово пастыря

Пророк Исаия делится с нами воистину дивными видениями. Как нам понимать эти слова? Буквально, представляя себе овец и волков, пасущихся вместе, или символически, ведь с незапамятных времен те или иные животные символизировали людей с их характерами. Обратимся за разъяснениями к средневековому доминиканскому мистику – блаженному Генриху Сузо. В одном из своих посланий, он пишет так:

«Пока природа была послушна своему натуральному течению, каждое животное вело себя соответствующим, особым способом. Но в тот момент, когда на землю сошел ее Господь – Он, Бог дивный, постановил свершить новые чудеса, и как говорит Исаия, приручил то, что было диким, покорным сделал жестокое. Говорит также, что волк будет жить с овечкой, медведь будет пастись вместе с теленком, лев буде есть траву как вол, а его пастырем будет ребенок.

Послушайте же о новых чудесах, которые свершаются сегодня и каждый день в душе, к которой приходит дорогое Дитя: волк в человеческом теле превращается в олицетворение нежности, сварливый – в тихого человека, насильник – в самую сладость, гордое – в смиренное, несдержанное – в вежливое. Если возвышенное Божество столь сильно унизило себя, ставши Дитем, кто же осмелится надмеваться?»

Блаженный Генрих не только раскрывает символы животных, но и обращает наше внимание на самый главный символ этого пророчества. Что это за чудесное Дитя, которое пасет теленка со львенком, которое не боится сунуть руку в гнездо кобры? Это Дитя – Иисус, пришедший на землю, ставший Богом с нами. Волк и ягненок, лев и вол, действительно могут жить вместе, но только если их пастырем будет Иисус.

«Взгляни на Вековечную Премудрость, тихую и погруженную в глубокое молчание! Она не может говорить. Тот, кто жил на небесах, лежит в хлеву. С животными положен тот, кто пребывал с ангелами. Поэтому говори: Любовь моего сердца, дорогой Иисусе, ныне я склоняюсь над Тобою в Твоем унижении, чтобы Ты привел меня к вековечному достоинству».