Евангелие от Иоанна
Глава 13 (21-33, 36-38)
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: || ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.
Книга Пророка Исаии
Глава 49 (1-6)
Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
Слово пастыря
Предательство Иуды и отречение Петра – различные, и в то же время подобные истории. Что мотивировало обоих апостолов? Неужели Иудой руководило только сребролюбие? Но ведь, в конце концов, он отрекся от денег. То, что в него «вошел сатана» не следует понимать как реальную одержимость злым духом. Быть может, причиной предательства Иуды было разочарование Учителем. В какой-то момент он решил, что Иисус не истинный Мессия, обещанный пророками, а значит, первосвященники правы, и Он – опасный бунтарь. Петр отрекся из страха, но чем он руководствовался, давая такое самонадеянное обещание? Действительно так сильно любил Учителя, или бахвалился перед другими апостолами (так например, у Марка (14, 29), Петр говорит: «если и все соблазнятся, но не я»)? От таких грехопадений не застрахован никто из нас. Мы легко разочаровываемся, если в нашей духовной жизни что-то идет не так как бы нам того хотелось. Мы бываем самонадеянны, но при этом слабы и легко отказываемся от собственных слов и обещаний, если они оказываются хоть немного труднее, чем мы рассчитывали. Конечно, мы не предаем и не отрекаемся от Христа напрямую, но даже сами того не замечая, предаем и отрекаемся от многих идеалов праведности и благочестия.
Еще на один важный момент в сегодняшнем фрагменте Евангелия следует обратить внимание. Иисус говорит о приближающейся крестной смерти, как о славе: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем». Как это перекликается с услышанным нами сегодня пророчеством Исаии: «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь». Кажется, что речь идет об Израиле, как народе, история и деяния которого должны прославлять Бога, но в следующих словах, где народ Израиля упоминается отдельно, обращение указывает конкретно на Мессию: «мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». Бог прославляется в Крестной смерти Спасителя, символ которой становится знаменем для народов. Бог прославляется также и в нас – в Его народе, если мы, не смотря на наши немощи, остаемся верны Кресту Господнему.
Добавить комментарий