——3——
Это недостаток веры становится причиной того, что мы ищем опору не в Боге, а в разнообразных вещах мира сего. Нашим сокровищем и опорой легко становится любая вещь, любое дело или идея, которым мы отдаёмся всем сердцем.

КУЛЬТ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА
Богоготворимым идолом, а значит, нашей опорой может стать буквально всё. Это может быть дом, о котором мы заботимся, как о любимом человеке, постоянно обустраивая его, собственная фирма или школа, которой мы руководим с большим увлечением, а также любое иное место работы, к которому мы относимся так, будто ради него стоит отдавать все силы, стоит жить и даже умереть.
Господь Иисус сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6, 21). Эти слова однозначно определяют отношение человека к тому, что он имеет. Если какая-либо вещь или какое-либо дело так поглощает наше внимание, что заслоняет Бога и Его волю, если становится опорой и целью самой по себе, потому что мы связываем с этим свои планы и мечты, — тогда мы всецело отдаём себя материальности, которая является «чем-то», а не «кем-то».
Когда израильтяне не могли дождаться возвращения Моисея, разговаривающего с Господом на горе Синай, они отлили золотое изваяние идола и воздали ему хвалу. Поклоняясь золотому тельцу, они посвятили свои сердца мёртвому предмету, который был делом их собственных рук. Разве и в нашей жизни нет проявлений подобного «культа»? Разве нет в ней идей, дел или вещей, ради которых мы готовы не только жить, но и умереть?

ЧЕМУ СЛУЖАТ ПРЕДМЕТЫ МИРА СЕГО
Наш Небесный Отец сотворил мир, чтобы мы пользовались им ради большего прославления Его. Он желает, чтобы предметы мира сего служили нашему освящению, чтобы мы придерживались по отношению к ним соответствующей дистанции, не опирались на них и воспринимали их как инструменты, а не относились к ним субъективно.
Всем мы должны пользоваться подобающим образом, это значит, согласно с Божиим замыслом. Дом, работа и даже наше участие в делах Церкви, наши благородные планы и апостольские намерения — это всегда только средства, которые даёт нам Бог, чтобы мы могли опереться на Него и достигнуть более глубокого единения с Ним.
Если сердце человека с Богом, если оно в единении с Его волей, то и средства, служащие этому соединению с Господом, воспринимаются надлежащим образом, это значит, объективно. В противном случае может случиться так, что к некоторым предметам мы начинаем относиться так, как если бы они были людьми, а к людям — так, как если бы они были предметами. Если дом или работа являются для нас опорой, которая нас порабощает, тогда к людям мы относимся зачастую как к предметам, как к средствам реализации намеченной нами цели. Это глубоко противоречит Евангелию, ведь Иисус умер за каждого из нас, поэтому человек всегда достоин уважения, поскольку является святыней Бога. Иисус сказал: «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,40).

БОЖИЕ ПРОТИВЛЕНИЕ ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВУ
Каким образом мы могли бы соединиться с нашим Господом, если мы служим маммоне ? Сосуд души, до краёв наполненный предметами и делами, не может принять Божественного Гостя. Это можно сравнить с тем, как если бы мы пригласили кого-то в комнату, дверь которой забаррикадирована мебелью, и удивляемся, почему он не входит.
В Священном Писании говорится, что наш Бог — Бог ревнитель (Исх 20,5; Втор 5,9). Эмоционально привязываясь к предметам мира сего, опираясь на них и делая себе из них опору и божество, мы изменяем Богу. Наш Господь, ревностно заботящийся о сердце человека, рано или поздно воспротивится этому. И тогда Он может ударить в наше «божество» так, как когда-то руками Моисея ударил по золотому тельцу и уничтожил его. Дом, который стал для нас идолом, мы можем потерять, то же самое может случиться с поглощающей наше сердце работой или даже всецело захватившей нас деятельностью в Церкви.
Наши сердца созданы для Бога и только для Него. Стоит ли отдавать сердце предмету, который является только средством, — сегодня он есть, а завтра может перестать существовать? Не лучше ли использовать его для прославления Божия и для соединения с Господом? Лучше всего было бы заниматься делами с таким увлечением, какого ожидает от нас Иисус, но в то же время так, как если бы завтра всё должно было бы быть отнято у нас. И если это случится, то оставить каждую вещь или предмет так, как Он этого хочет, и больше об этом не беспокоиться.

В ВИНОГРАДНИКЕ ГОСПОДНЕМ
Если бы мы смотрели на мир глазами веры, то заметили бы, что он является одним большим виноградником Господним, а мы — работники, которых Бог Сам нанимает работать в нём; что это от Бога мы получаем как работу, так и соответствующую плату за её выполнение.
В нашей работе прежде всего мы должны стараться, чтобы она нравилась Богу, а не людям, и чтобы она была нашим ответом на связанный с нами Божий замысел. Мы должны выполнять свои обязанности согласно намерениям Владельца виноградника, и тогда они будут нас освящать, станут дорогой к соединению с Искупителем.
Работая так, чтобы выполнять Божию волю, мы можем снискать одобрение окружающих или же встретиться с критикой и непониманием. Однако даже потеря работы не должна иметь для нас большого значения. Ведь это не люди дают нам работу, а Бог — и Он может забрать её в любой момент так же, как в любой момент может забрать нашу жизнь. Отсутствие работы и безрезультатный поиск её также могут освящать нас, если мы увидим в этом испытании присутствие Бога, который над всем господствует. Без поиска Божией воли работа может нас внутренне истреблять, особым образом ориентируя нас на «иметь» за счёт нашего «быть» для Христа. Поэтому, если она занимает очень много времени, а наш заработок превышает наши потребности, важно, чтобы мы испрашивали волю Божию. Быть может, Бог вовсе не желает, чтобы мы так сильно увлекались этой работой?
Представ в правде пред Богом, хорошо было бы признаться, что зачастую мы работаем с мыслью о том, чтобы заслужить человеческое одобрение, и что именно поэтому в нашей жизни так много стрессов, напряжённости и страха. А ведь искать опору в работе — значит, возлагать надежды на то, что в любой момент может перестать существовать. Так же и обо всём мире, можно сказать согласно Откровению, что «проходит образ его» (1 Кор 7,31).

ОТДЫХАЯ С ГОСПОДОМ
Не только время работы, но также и время отдыха дано нам для того, чтобы мы постоянно углубляли свою связь с Богом и находили в Нём опору. Если мы будем видеть Бога и искать Его волю во всём, чем Он нас одаривает, тогда время отдыха также будет укреплять нашу веру и Его полное любви Присутствие.
Когда мы проводим время перед телевизором, очень редко случается нам думать о присутствии Божием, связанном также и с этим даром. А ведь это Бог позволил сконструировать такого рода устройство и позволяет пользоваться им, несмотря на то, что очень часто оно используется с плохими намерениями. Бог ожидает, что эти дары также будут склонять нас к тому, чтобы выйти навстречу Его воле. Если то, что мы смотрим в кино, театре или же по телевидению, показывает человеческий грех и указывает, хотя бы косвенным образом, на зло, происходящее в мире, не призывает ли тогда нас Бог просить о Его милосердии для мира? Ведь, обращаясь к нам через средства массовой информации или произведения искусства, Он ожидает, что побудит нас к более глубоким размышлениям.
Разве наш способ провождения свободного времени не связан с определённой потерянностью и замкнутостью на Божию волю, касающуюся психических и духовных потребностей наших близких? Ведь речь идёт о том, чтобы мы и в свободное время также искали опору в Боге и в Его воле. Как в рабочее время, так и во время отдыха, в делах, предпринимаемых для Церкви, и в любом ином деле речь идёт только об одном: имеет значение только Бог и ты , выбирающий Его и стремящийся к соединению с Ним. Всё, что есть в этом мире, предоставлено тебе Богом для того, чтобы ты пользовался этим на своём пути к святости — к преображающему соединению с Тем, Который тебя бесконечно возлюбил.
Обманчивый свет чисто человеческой любви, к которому мы так упорно стремимся, может быть направлен не только на людей, но также и в сторону тех вещей, посредством которых мы стараемся быть «кем-то» в собственных глазах или в глазах других людей.
Во время очищения «тёмной ночи души» Бог будет показывать нам, насколько иллюзорны все эти человеческие опоры, как в психической сфере, так и в материальной. Процесс изобличения наших иллюзий обязателен. Не постигнув этой правды, без подлинного при- знания её, мы постоянно жили бы иллюзиями и заботились бы о человеческих опорах, сосредотачивая наше внимание и сердце на «иметь». А это всегда осуществляется за счёт нашего «быть», окончательной целью которого является «быть» для Христа в нас.

СКОЛЬКО НАМ НУЖНО
По мере того, как Бог всё сильнее пронизывает нашу жизнь благодатью, мы ясно видим, что, согласно Евангелию, невозможно совместить служение Богу и маммоне. Иисус сказал: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»(Лк 16,13). И не только тот человек живёт для маммоны, кто эгоистически пользуется большим богатством, но и тот, кто его жаждет, чтобы получить преимущество и определённую власть, а также чувство безопасности.
Израильтянам, странствующим через пустыню в Землю Обетованную, хватало всего, что было необходимо для жизни. Им не надо было беспокоиться о завтрашнем дне, потому что Сам Бог заботился о них. Если Он и подвергал их испытаниям голодом и жаждой, то вовсе не для того, чтобы уничтожить. Тяжёлые испытания должны были избавить избранный народ от идолов и научить уповать на Единого Бога.
В нашей жизни — аналогично. Бог не желает, чтобы мы жили в нищете, хочет дать нам всё, что нам необходимо. Проблема заключается в оценке того, что нам действительно необходимо. У нас имеются притязания в материальной сфере, из-за которых понятие нормального уровня жизни непрерывно эволюционирует. Мы охотно поднимаем планку своих ожиданий и, стремясь опираться на материальные блага, легко поддаёмся скрытой эскалации притязаний.
Если, например, у нас появляется возможность поменять свой автомобиль на другой, лучший, то сразу же в голову приходит мысль, что обладать хорошей машиной — это нормально. Если у нас уже есть большая квартира, то мы считаем, что вполне нормальным будет постараться построить дом. И если Бог начинает противиться этому и делает невозможным реализацию очередных притязаний — то ли через трудности на работе, то ли из-за проблем со здоровьем, то ли иным образом, — мы чувствуем себя даже обиженными.
Тем временем Отец наш Небесный устраняет только то, что может стать препятствием на пути к нашему спасению. Он нас любит и лучше всех знает, что нам нужно.
О том, каким большим препятствием на пути к спасению является жадность, очень сильно сказала св. Тереза Авильская: «Зачастую мы покупаем себе за деньги ад и навлекаем на себя за них неугасаемый огонь и бесконечное наказание. О, если бы все захотели признать, что это только ни на что не пригодная грязь». Книга жизни, 20, 27.

Если бы мы, доверясь Богу, приняли все лишения с благодарностью и видели в них Божий дар, то постепенно в нашей жизни начали бы реализовываться слова Христа: «Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф 11,30).

НАКОПИТЕЛЬСТВО
Бог хотел, чтобы странствующие к Земле Обетованной израильтяне собирали манну только на один день. Кто собирал больше, вскоре мог увидеть, что его запасы гниют.
Чему служат сбережения? Не являются ли они «накоплением манны», очередной системой иллюзорных гарантий, которая должна охранять нас от… упования на Бога и Его волю? Тот, у кого есть запасы, опирается на них — такова человеческая натура, которая, не желая опереться на веру, ищет иллюзий, чтобы жить. Не имея же сбережений, мы вынуждены жить одним днём и поэтому больше полагаемся на Бога. Тогда мы можем лучше познавать Его любовь и заботу о наших ежедневных потребностях. Одновременно мы видим, насколько хрупка и слаба наша вера, которая не в состоянии уберечь нас от страха и беспокойства о будущем.
Когда мы постепенно начнём терять иллюзорные опоры, которые до сих пор были для нас главной гарантией, мы убедимся, что нам вовсе не нужно ни столько вещей, ни таких больших запасов. Увидим, что человек становится гораздо счастливее, когда он беднее.
Иисус сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет её» (Лк 9, 24). Такова перспектива пути к святости — ради Христа потерять все опоры, всё, что составляет для нас какую-либо ценность. А мы цепенеем от страха при одной мысли о том, что ради Него нам пришлось бы снизить свой уровень жизни и отречься хотя бы от части того, что имеем.

ТРУДНА ДОРОГА БОГАТОГО В ЦАРСТВИЕ…
Тот, кто стремится признавать свою зависимость от Бога во всём, должен, в силу обстоятельств, соглашаться на материальную нищету. Иначе это будет только теория.
Каковы шансы, что наши дети научатся жить Евангелием в повседневной жизни, если мы сами не дадим им свидетельства такой позиции? Если деньги, высокий уровень жизни и удобства становятся для нас возведённой в ранг идола опорой, то никакие наши слова о ценности духовной жизни не дадут воспитательного эффекта.
Даже если бы наш духовный уровень был таким, что, купаясь в изобилии и живя в комфортно обустроенном доме, мы абсолютно не были бы к этому привязаны, кто даст гарантию, что и наши дети будут так же независимы от материальных ценностей? Что они не будут чувствовать себя лучше других, тех, кто победнее?
Давление, оказываемое окружением в вопросе материальных опор, настолько велико, что если родители не дадут яркого свидетельства того, как стоит жить, никаких морализирующих разговоров не будет достаточно для того, чтобы дети смогли противостоять ему.
Если всем своим поведением мы показываем, что деньги важнее, чем сверхъестественные блага, наши слова о жизни согласно Евангелию встретят отторжение со стороны детей, самое позднее, в подростковом периоде. И лучше не заблуждаться, что они не видят, как мы действительно живём и на что опираемся в жизни.
Деньги нам даны не для того, чтобы мы возрастали в гордыне обладания, полагались на них и жили в роскоши. Они не наши. Бог, которому они принадлежат, желает, чтобы мы разумно распоряжались ими и приумножали, как библейские таланты. А в свете веры это означает отнюдь не удвоение или утроение вклада в банке, но выполнение того, что Он запланировал, отдавая их и наши руки. Ведь настоящее приумножение может означать даже раздачу всего того, что мы имеем.
Рассматривая материальную ситуацию своей семьи, мы должны всегда принимать во внимание основную цель жизни. Этой целью является святость — святость наша и наших детей. Если мы серьёзно задумываемся о святости, деньги должны стать для нас мусором и иметь ценность только в той мере, в какой мы пользуемся ими согласно с Божией волей.
А поскольку это нелегко, нам остаётся попытаться стать в правде, признавая своё порабощение. А затем со смирением благодарить Иисуса, что именно таких нас Он любит, с такими желает соединяться.
И тогда однажды появится в нас большая или меньшая уверенность, что это действительно так, и Иисус в какой-то степени сможет соединиться с нами. Тогда всё может начать изменяться, если Он Сам будет в нас по-другому смотреть на мир и на людей. Его Святое Присутствие освободит нас в эти мгновения от всех наших забот. Исчезнет проблема бегства от самого себя и от Божия присутствия в молитве, потому что Он Сам будет нашей заботой о нас и молитвой в нас. Исчезнет также проблема стремления к земным опорам, потому что Он будет в нас единственной опорой.

ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ БОГА, Славомир Бель