ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ БОГА
——5——
КОГДА РУШАТСЯ ЛОЖНЫЕ ОПОРЫ
Ах, как хотелось бы мне быть богатой, многое иметь! Но опереться на это — всё равно, что опереться на раскалённое железо! После этого всегда останется шрам! Речь идёт о том, чтобы не опираться ни на что, даже на то, что помогает в набожности. Ничего — такова правда. Не иметь желаний, не ожидать радости. Каким же счастливым становишься тогда!
Св. ТЕРЕЗА ИЗ ЛИЗЬЕ, ДОКТОР ЦЕРКВИ
Любить и от любви даже умереть.


Неужели человек — существо, постоянно создающее иллюзии, которые, как ему кажется, позволяют ему жить, никогда не найдёт настоящей опоры? Вера говорит нам, что только Бог является опорой. Однако прежде чем человеческое сердце доверится исключительно Ему, чело-век должен изведать страдания, связанные с крахом иллюзий, и попытаться избежать человеческих опор. Цель нашей жизни — позволить Христу, чтобы Он завладел нами и стал для нас всем.

Обманчивый свет человеческой любви

Всю свою жизнь человек ищет любви. Однако фальшивая любовь настолько похожа на настоящую, что очень легко ошибиться. Когда рассеиваются иллюзии фальши¬вой любви, человек остаётся с глубокой раной в сердце, полный горечи.

ГОРЕЧЬ И ИЛЛЮЗИИ
Св. Тереза Младенца Иисуса, описывая свою жизнь, с необыкновенной проницательностью говорит о последствиях погружения в пламя фальшивой любви.
«Как же я благодарна Иисусу за то, что Он позволил мне почувствовать лишь „горечь земной дружбы». С таким сердцем, как у меня, легко можно было бы обмануть меня и обрезать крылья, а как я смогла бы тогда „взлететь и почить»? Разве сердце, преданное любви созданий, может соединиться в любви с Богом? (…) Я видела так много душ, обманутых этим фальшивым светом, душ, летающих, будто бедные бабочки, обжигающих себе крылышки. Потом они возвращались к истин¬ному, деликатному свету любви, который возвращал им крылья лучезарнее и легче, чтобы они могли взлететь к Иисусу, к этому Божественному Огню, „который пылает, но не обжигает». Ах! Я чувствую, что Иисус знал, что я слишком слаба, чтобы подвергать меня искушению; быть может, обманчивый свет сжёг бы меня всю, если бы я его увидела…» .
А для нас так важно признание и понимание людей. Мы напоминаем ночных бабочек, которые летят вслепую к обманчивому пламени фальшивой любви. Именно такая позиция является причиной большей час¬ти наших жизненных драм.
Тот, кто подобно ночной бабочке тянется к пламени человеческой любви, кто, стараясь найти в ней опору, как милостыню, выпрашивает этот огонь, получает то, что даёт мир, и что всегда будет всего лишь жалким заменителем той любви, которую на самом деле ожидает человеческое сердце. Такой человек вынужден будет отойти от пламени (которое не в состоянии наполнить его настоящим счастьем) с обожжёнными крыльями и с выжженной душой, в которой оказалось уничтоженным место, предназначенное для Бога. Создатель никоим образом не может соединиться с душой, в которой царит человек.

ПРИТЯЗАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ
В наших отношениях с другими людьми заметна естественная тенденция — ожидать взаимности в ответ на благодеяния, оказанные нами этим людям.
Поиск опоры в человеческой взаимности — это по¬гоня за миражом, и поэтому он не может быть эффективной мерой, позволяющей справиться с нашими потребностями и желаниями. Рано или поздно мы увидим, что это приносит только временное облегчение, а со временем может оказаться даже своего рода ядом, потому что не в состоянии справиться с сутью наших проблем.
Когда мы кому-то помогаем или оказываем услугу, то обычно рассчитываем, что нам ответят взаимностью на нашу заботу или даже самопожертвование. Этого мы ожидаем от супруга или супруги, детей, родственников, друзей или сотрудников. При этом мы забываем о том, что на самом деле это Бог через нас помогает другим людям, а не мы сами. Каждый из нас является только орудием в руках Создателя, поэтому прежде всего Ему надлежит адресовать человеческую благодарность. Это, естественно, не означает, что не нужно благодарить того, кто был добр по отношению к нам. Быть благодарным важно и необходимо, однако благодарить, прежде все¬го, надлежит Бога, и лишь потом — человека.
Наши притязания по отношению к людям часто вы¬ходят за пределы Божиих планов — мы рассчитываем на то, что было бы для нас губительным, разрушительным и имело бы катастрофические последствия. Если бы мы полагались не на людей, а только на Бога и на Его волю, то мы ни к кому не имели бы претензий из-за того, что они не помогают нам так, как бы нам этого хотелось. Ведь другой человек не сможет нам помочь, если Бог этого не хочет. Ожидать такого рода помощи — значит, рассчитывать на то, чего не существует, и, следователь¬но, опираться на иллюзии.
Тем временем, в нас постоянно имеется множество скрытых претензий и обид по отношению к людям, которые не оправдывают наших ожиданий. Переполняющие нас горечь и чувство одиночества вытекают из несбывшихся притязаний — притязаний, которые не находят ответа. Зачастую это становится для нас мукой, а это — знак того, что нет в нас духовного расположения нищего духом. Фальшивой опорой в нашей жизни могут быть не только те люди, которые являются для нас помощью и радостью. В определённой степени заслоняют нам Бога также и те, кто упорно нас подводит и на кого, как говорится «нельзя положиться».
Не должны ли мы увидеть, несмотря на страдания, которые с этим связаны, насколько ценны в свете веры эти ситуации? Не следует ли благодарить Бога за то, что мы не можем рассчитывать на чью бы то ни было помощь, оказываемую нам вопреки Его воле?
Если мы хоть немного хотим практиковать добродетель смирения и, как говорит св. Иоанн Креста, пренебрегать самим собой и своими делами , мы должны решительно бороться со своими притязаниями по отношению к людям и с ожиданием от них благодарности или взаимности. Не нужно рассчитывать на то, что кто- то близкий окружит нас заботой и займётся нами, когда мы будем в этом нуждаться. Только Бог наверняка займётся нами, потому что Он нас любит. Однако Он сделает это именно таким образом, который совершенен с Его точки зрения, то есть с точки зрения любви. Любящий Отец Небесный всегда даст нам то, что для нас лучше всего, даже если это будет страдание, даже если это будет смерть… Ведь всё, что происходит в нашей жизни, является встречей с любящим Присутствием Бога.

ЯД ИЛЛЮЗОРНЫХ ОПОР
Любое проявление человеческой доброжелательности, оказанной вопреки воле Божией, может стать для нас даже ядом.
Когда св. Пётр говорил Иисусу: «Да не будет это¬го с Тобою», — он наверняка хотел проявить по отношению к своему Божественному Другу доброжелательность и заботу, хотел оказать Ему психическую поддержку. Тем временем слова: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», однозначно классифицируют поступок Петра (ср. Мф 16,22-23). Человеческая доброжелательность, оказываемая против воли Божией, может быть «сатанинским» действием и, хотя бывает приукрашена сердечностью и заботой, может представлять собой губительную силу — духовный яд в очень опасном виде.
Лучше всего было бы иметь уверенность, что другой человек в отношениях с нами не сделает ничего, чего не хотел бы Бог, что ни в чём не нарушит Его волю. То, ч го мы получаем от других, только тогда не ранит нас и не губит нашей духовной жизни, когда является простым исполнением воли Божией. Только Божия воля всегда обладает исцеляющим действием, только она является опорой и спасением для души. Хотя иногда её тяжело принимать — например, когда кто-то, выполняя Божию нолю, отказывает нам в помощи, — однако она всегда является тем, что для нас наилучшее. Как замысел бес¬конечно любящего Создателя воля Божия является выражением направленной к нам самой чистой любви.
Между тем, грешный и слабый человек жаждет яда лести, льнёт к обману и фикции. Именно здесь берёт начало скрытая двуличность нашей тоски о том, чтобы люди проявляли заботу о нас таким образом, чтобы это удовлетворяло наш эгоизм, пусть даже не согласуясь с Божией волей. Наш эгоизм жаждет такого вида пищи, хотя мы и знаем, что это яд. Если мы принимаем его, эффект, к сожалению, бывает всегда один и тот же: мы замыкаемся на правду о себе и в очередной раз падаем.
Как поступать в тех ситуациях, когда Бог напоминает нам, что мы полны притязаний по отношению к людям, склонны опираться на иллюзии, слабы и грешны?
Что делать, когда нами овладевает жадность к человеческим опорам, которые, в сущности, являются ядом для души? От этого есть эффективное лекарство — нужно пытаться стать в правде и признаться пред Богом: «Моя проблема состоит в том, что меня переполняет высокомерие. Я всё время ожидаю взаимности и любви от людей, вместо того, чтобы уповать только на Тебя; таящаяся во мне обида и горечь — от несбывшихся ожиданий». А потом с нарастающим смирением и верой по многу раз повторять: «Спасибо, что именно таким Ты меня любишь и даёшь при Себе приют, Господи Иисусе».

БЛАГОДАТЬ ОТСУТСТВИЯ ОПОРЫ
Св. Тереза считала милостью по отношению к себе то, что она не находила опоры в другом человеке. «Как же я благодарна Иисусу за то, что Он позволил мне почувствовать лишь „горечь земной дружбы», — писала она. Впрочем, это не стало преградой для любви, которую она испытывала по отношению к отцу и сёстрам. Ей удалось любить своих близких, будучи одновременно свободной от привязанности к ним.
Когда Тереза вступила в Кармель, чтобы полностью посвятить себя Иисусу, она оставила своего отца — того, кого любила называть королём, кто любил и пони¬мал её, был для неё не только покровителем, но и самым близким другом. С человеческой точки зрения она бросила его, причём со стороны окружающих сделала это и период, когда он становился всё более беспомощным и нуждался в заботе. Впрочем, вскоре после этого его одолела болезнь, которая значительно ограничила его самостоятельность, болезнь унизительная и требующая особого попечения.
Духовное расположение св. Терезы по отношению к болезни отца показывает, насколько эта полная нежности девушка была оторвана от человеческой привязанности к самому близкому человеку, от иллюзорной опоры в нём. Она любила его сверхъестественной любовью и поэтому глазами веры видела в нём будущего святого. Она знала, что единственной реальной опорой для него является Сам Христос, поэтому горячо молилась о благодати святости для своего отца.
Её верность Божией воле по отношению к любимому человеку наводит на мысль о Марии. Мать Иисуса не пыталась чисто по-человечески сопутствовать Сыну в Его страдании, не стала Киренеянином, помогающим Ему нести крест на Голгофу. Она сопутствовала
Ему, но совершенным образом, идеально соответствующим воле Божией, выполняя тем самым замысел Создателя как Мать Иисуса и будущая Мать человечества. Поэтому Её отношения с Сыном являются для каждого христианина примером в любых ситуациях отношений между людьми.