Мир не достоин даже одной человеческой мысли — ведь она принадлежит Богу; и поэтому каждая мысль, не относящаяся к Богу, украдена нами у Него.
Св. ИОАНН КРЕСТА, ДОКТОР ЦЕРКВИ
Советы и речения, II, 37
На кого или на что ты возлагаешь свои надежды? На кого или на что ты рассчитываешь? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы можем открыть наличие проблемы опор.


Поиск опоры — один из главных двигателей на¬шей деятельности. Эта тенденция настолько интенсивна, что её можно назвать жадностью к опорам. Освободиться от неё невозможно, потому что отсутствие опоры вызывает неуверенность, страх и чувство опасности, а потребность в безопасности является одной из самых сильных человеческих потребностей.
Именно поэтому человек так интенсивно ищет опор в материальной сфере. Он возлагает надежды на разные формы богатства — на вещи и деньги, на сбережения и карьеру. Для многих людей, однако, более важны психические опоры, которые мы обретаем в других людях. И здесь достаточно уже самого факта, что именно на этих людей мы возлагаем наши надежды, именно на них рассчитываем.
Однако не является ли то, чего мы так жаждем и ищем, по своей сути иллюзией? Может быть, лихорадочно ища опоры, мы всего лишь гоняемся за миражами, подвергая себя опасности обид и разочарований и одновременно делая для себя невозможным единение с Богом?
Человеческая склонность к построению иллюзорных опор поистине удивительна… Так мало нам нужно, чтобы мы начали создавать очередное собственное видение мира, которое должно подтвердить наши планы и концепции.
Создаётся впечатление, что без иллюзорных опор мы вообще не способны существовать. Человек маловерный не может без них жить. Он не верит в то, что Бог любит его со всем его убожеством, и поэтому оказывается неспособным вынести правду — ни о себе, ни об окружающем мире.

Служение собственному «я»

Человек, это жаждущее иллюзий для своего неспокойного сердца существо, постоянно стремится искать опору в том, что кажется ему рациональным и конкретным, поэтому старается создать для себя материальную систему гарантий. Ищет также одобрения, успеха и экспансии возможностей, однако, в конечном итоге, стремится благодаря этому утвердить своё собственное «я»,
вынося его на пьедестал и возвышая в ранг божества,
которое домогается восхваления и служения ему.

ПРИСВОЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Теоретически мы соглашаемся с тем, что всё зависит от Бога, на практике, однако, совершенно об этом забываем. И только в свете веры мы можем увидеть, что опирание на деньги, вещи или же законы экономики, а также на хорошее здоровье и собственные возможности оказывается иллюзорным, если мы забываем, что это Бог использует их, что это — дары Божии, которыми мы должны пользоваться согласно замыслу Создателя.
Зарабатываемые нами деньги в той или иной степени всегда создают иллюзию безопасности. Ведь всё, что нужно для жизни, можно купить, поэтому легко поверить в то, что чем больше человек зарабатывает, тем в большей безопасности он находится. Бог хочет, чтобы мы учились думать категориями веры, поэтому рано или поздно Он может заставить нас усомниться в нашем чувстве безопасности и чувстве собственного достоинства, связанных с профессиональной деятельностью и доходом, который она приносит.
Достижения на работе мы обычно приписываем собственной компетенции и способностям. Задумывались ли мы когда-нибудь над тем, что всеми нашими достижениями мы обязаны Божию милосердию, что это Иисус Христос — через Свою абсолютно даровую благодать — является причиной и источником наших достижений?

ТРУДНОСТИ,
КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ПОМОЩЬЮ
До тех пор пока у нас всё получается, мы питаем иллюзии относительно собственных возможностей. Когда Бог начинает ставить их под сомнение, на работе могут по-мниться неудачи, вызванные, например, сниженной интеллектуальной способностью или проблемами со здоровьем. Тогда у нас может появиться чувство, что всё в нашей работе начинает рушиться. Однако чем больше рушатся человеческие опоры, тем больше шансов, что мы начнём воспринимать мир иначе, что наконец-то и наших мыслях появятся категории веры.
Цель этих испытаний — отучить нас черпать чувство безопасности в работе и в деньгах, которые мы за неё получаем. Ставя под сомнение человеческие возможности, Бог желает показать нам, что мы должны, не отказываясь от собственных усилий, прежде всего рассчитывать на Него.
Самое главное, чтобы все эти испытания мы рассматривали в свете веры, видя в них не препятствие, а облегчение, подталкивающее нас в объятия Христа и способствующее тому, чтобы мы обращались к Нему с просьбой о помощи. И тогда наш Господь может вмешиваться и изливать Свои благодати, порождающие благо, которое без этих болезненных испытаний не возникло бы. Эффект от нашей работы будет тогда несоизмеримо выше чем тот, которого мы могли бы добиться, опираясь лишь на собственные силы и ошибочно полагаясь на свои возможности. Однако в этом случае мы будем знать, что это — бесплатно данная милость, чудо Божия милосердия, а не наша заслуга.
Чем меньше в профессиональной деятельности мы рассчитываем на себя, тем больше шансов на Божие вмешательство в нашу жизнь. Шансов на то, чтобы Он мог нашими руками выполнять то, что Сам пожелает.

РАДИ СОБСТВЕННОЙ СЛАВЫ
Не считаем ли мы, как правило, помимо своих успехов, также и здоровье, хорошее физическое состояние тем, что нам «причитается», своей собственностью, чем-то очевидным? Не забываем ли, что это дар, причём дар весьма кратковременный? Ведь это Бог одаряет нас здоровьем, поэтому мы должны принять Его благодать с благодарностью и воспользоваться ею как Божией опорой для большего почитания и славы Создателя.
Если же мы забываем об этом, то тогда обычно растрачиваем впустую те годы, когда у нас отличное здоровье. Растрачиваем огромную часть своей жизни, идя на поводу собственной воли и живя так, словно мы сами — боги и будем жить вечно.

Но однажды настаёт такой момент, когда заканчивается благодать, связанная со здоровьем и хорошей физической формой. И только тогда мы с сожалением обнаруживаем, сколько же было в нашей жизни случаев, чтобы исполнить Божию волю и изо дня в день сотрудничать с Его благодатью…
Заботясь о здоровье, заботясь о развитии своих способностей или же о материальных благах, мы зачастую убеждены в том, что хотим с их помощью служить Богу. Однако — до тех пор, пока наша связь с Христом недостаточно глубока — из-за своего двуличия чаще всего мы только с виду пользуемся этим ради славы Божией.
По существу же мы во всём ищем собственной славы.
Наверняка осознавал эту опасность св. Альберт Хмелёвски, когда отказался зарабатывать живописью средства на нужды своих нищих. Таким образом, он выбрал работу исключительно ради Божией славы.
Впрочем, может случиться, что Бог сделает невозможным для нас пользование деньгами, способностями или физическими возможностями даже и для каких бы то ни было добрых целей, чтобы уберечь нас от отмеченного лицемерием поиска собственной славы в Его творениях.

ПОДОБНЫЕ БОГАТОМУ ЮНОШЕ
Попробуем себе представить, что это перед нами сегодня предстал Иисус и сказал слова, с которыми когда-то обратился к богатому юноше: «Пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф 19, 21). Как мы должны понимать этот призыв, имея в виду цель, которой является наше единение с Господом?
Продай всё, раздай нищим… Кажется, эти слова однозначно призывают оставить все блага, чтобы избавиться от них во имя Иисуса. Способны ли мы на это? И даже если бы мы героическим жестом сделали это, не возросла ли бы катастрофически наша гордыня?
Может ли человек, осознающий свои слабости и видящий свою духовную нищету, вообще принять такой призыв дословно и в ответ на него попробовать избавиться от всего, что составляет для него хоть какую- нибудь материальную опору? Наверняка, нет.
Смиренный человек знает: чтобы отдать всё и не стать высокомерным — что не позволяет нам идти за Иисусом — нужно быть святым. Вместо того чтобы героически пробовать избавиться от всех опор, он скорее скажет: «Господи, Ты знаешь, что я невольник того, что имею. „Я плотян, продан греху“ (Рим 7,14). Я не в состоянии отдать ничего, даже самой маленькой вещи, потому что являюсь рабом вещей. Но Ты можешь всё, и поэтому прошу, дай мне благодать, не¬обходимую для того, чтобы пойти за Тобой».

РАСТРАЧИВАТЬ ИЛИ НАКАПЛИВАТЬ
Итак, самое главное — это не какое-то героическое действие, а наше решение, принятое в ответ на Божий призыв. К чему ты хочешь стремиться: хочешь растрачивать или накапливать?
Если ты решаешься пойти за Иисусом, то, значит, даёшь согласие на потерю того, что для тебя является опорой, чтобы обрести опору в Господе. Он вовсе не желает, чтобы ты уже сегодня в одночасье лишился всего, Он хочет только, чтобы ты согласился на постоянное утрачивание, которое может длиться года¬ми, до самой смерти. Если же ты не хочешь чего-нибудь лишиться, если настраиваешься на накопление опор и преумножение своего состояния, то тебе придётся с грустью отойти, так же, как богатому юноше.
Потеря опор — это не какой-то одноразовый акт. Призыв к тому, чтобы пойти за Христом и всего лишиться ради одной любви — это продолжающийся многие годы путь к святости, это процесс зарождающегося единения с Иисусом. Важно, чтобы мы иногда обнаруживали готовность отдать что-либо, пусть даже что-то незначительное. Однако лучше не заблуждаться, что мы в одночасье способны отказаться от всего во имя Бога. Если бы мы действительно были наполнены любовью к Нему, то давно бы уже сделали это. Одноразовое заявление такого рода, и даже конкретные действия, если они не основаны на смирении, порождают гордыню, чем, в сущности, отдаляют нас от единения с Иисусом, которое требует, прежде всего, смирения. Без смиренной любви к Иисусу стремление стать бедным является всего лишь нереальной абстракцией.
Не нужно «бежать» к святости быстрее, чем это следует из Божия замысла. Бог, зная нашу слабость и хруп¬кость, никогда не подвергает нас слишком трудным испытаниям веры. Речь идёт только о том, чтобы мы в убожестве видели шанс наполниться богатством любви Иисуса и, принимая лишения, сотрудничали с очищающей нас благодатью. В этом кропотливом и продолжительном процессе необходимы терпение, выдержка и добродетель дальновидения.
Христос живёт в единении с нами в такой мере, в какой мы не живём в «единении» с той системой опор, которую предлагает нам дух сего мира, в том единении, которое всегда является уничтожающим и может при¬вести к вечным мучениям.
Итак, если бы Господь Иисус предстал сегодня пе¬ред нами и сказал слова, которые когда-то услышал богатый юноша, нам следовало бы со смирением признаться и своём порабощении, но также с радостью захотеть лишаться всяческих иллюзорных опор — лишаться в единении с Иисусом, всецело полагаясь на Его любовь, имея опору только в ней.

Достаточно лишь Бога, Славомир Бель