1. Целомудрие на службе любви.

1.1. Призвание к жизни в любви.

Любовь – это огромная естественная потребность человека. Из любви и для любви сотворил человека Господь Бог.

Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, Промыслом чистой доброты Своей и свободной Своей волей создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной жизни. Именно поэтому в любое время и в любом месте Он близок к человеку. Бог взывает к человеку, помогает ему искать Его, узнавать Его и любить Его всеми силами своими (ККК 1), — так коротко и ясно в Катехизисе Католической Церкви сформулирован Божий замысел и предназначение нашей человеческой жизни.

Бог, который и есть сама Жизнь, само Добро и сама Любовь (ср. 1 Ин 4,16), сотворяя человека, желает, что тот участвовал в Его существовании, в Его добре и в Его любви таким, каким человек сотворен – и душой, и телом.

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4,16), — эти слова из 1-го Послания св. Апостола Иоанна говорят о нашем великом задании: познать любовь, источником которой является Бог, уверовать в нее и хорошо и достойно в этой любви жить.

Любовь – это добродетель, ответ человека на дар Божьей любви, она, как говорит папа Бенедикт XVI «главный принцип христианской веры» (Deus caritas est 1).

Любовь в жизни человека может быть реализована как через супружество и семейную жизнь, так и через целибат, а также через посвященную Богу жизнь.

 

1.2. Что такое любовь?

Любовь – это не просто чувство, симпатия, влечение, страсть. Любовь – это нечто большее. Это духовная, интеллектуальная и волитивная действительность (ср. о. А. Кокошко, Нравственные основы супружеской жизни, с.140).

В любви между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной существенен разумный выбор воли, желание добра любимому человеку и бескорыстное посвящение себя, чтобы сделать его счастливым.

Господь Бог в Библии говорит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13,4-7).

Настоящая любовь подчинена Господу Богу и Его заповедям, т.к. Бог сам есть любовь. Его заповеди учат нас по-настоящему любить друг друга. Любовь несовместима с использованием человека. Любовь умеет ждать. В настоящей любви речь идёт не об удовлетворении безудержного эгоистического желания овладеть предметом вожделения, а о том, как одарить другого человека всем самым лучшим, — а это включает в себя богатую гамму духовной заботы о любимом человеке. Любить — значит желать любимому человеку наивысших благ, уважать его духовные идеалы. Любить — значит стремиться сделать избранника счастливым, не совершать того, что может причинить ему боль, страдание. Истинная любовь берет ответственность за свои поступки, она не позволяет незаконно (т.е. присваивая себе супружеские права) вторгаться в интимность любимого человека. Потому что сексуальность у человека, в отличие от инстинкта у животных, не является чем-то чисто биологическим. Она затрагивает саму внутреннюю сущность человеческой личности.

 

  1. Целомудрие – это добро.

К великому несчастью, многие сегодня относятся к человеку как к разумному животному. На фоне такого мышления целомудрие воспринимается как пустое место, которое надо поскорее заполнить удовольствиями. «Будем же есть, пить и наслаждаться, ибо завтра умрём!» — говорили язычники. Но ведь сделать наслаждение смыслом жизни — это ужасное обнищание человека!

Целомудрие означает полную целостность сексуальности в человеческой личности, внутреннее единство человека в его телесном и духовном бытии. Говоря простым языком, целомудрие – это сила, позволяющая владеть собой – направлять свой разум и волю в сторону правды и добра, а также подчинять им свои чувства.

Жизнеописания святых дев и мучениц первых веков христианства поражают нас и одновременно стыдят. Откуда у таких юных и хрупких девушек как святые Агнесса, Агата, Цецилия, Луция, Филомена и др., была такая огромная сила воли, чтобы даже под пытками и в мучениях не отречься Христа, не согласиться потерять свою честь и достоинство девушки?!

Откуда они имели свет для разума, чтобы рассудительно и трезво принять решение в трудной ситуации? Откуда у них была такая убеждённость, что они поступают правильно в сложной ситуации выбора, когда их жизнь находилась в опасности?

В обещании целомудрия, данном Христу, в живой дружбе с Ним и любви.

А св. Мария Горетти (+1902), дева и мученица начала XX в., бедная и необразованная, которая в свои 12 лет имела такую огромную силу любви в себе, что несмотря на страх и опасность смогла увещевать и молиться за 18-го юношу, который напал на нее. Не потеряла голову и даже в такой трагический момент думала не только о себе, но и о спасении души того, кто причинял ей зло! И также перед смертью смогла простить его.

Видим, что целомудрие охраняет любовь, защищает отношения людей от эгоизма. Целомудрие служит любви, ей подчиняется и ее поддерживает. (о. А. Кокошко, с.31-32). «Целомудрие рождается не из отсутствия любви, а от избытка любви», — говорит Рабиндранат Тагор, индийский поэт и прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Поэтому целомудрие – это добро, ценность, нравственная добродетель, которая заключается в умении владеть сексуальным влечением и распоряжаться им согласно призванию, ситуации и целостному развитию всей личности. Оно является одной из форм воздержания, которое есть дар Святого Духа (ср. Гал 5,23). (Кокошко, 28). Сам Иисус Христос, Божий Сын, жил в целомудрии.

Послушаем свидетельство одного юноши: Быть с целомудренной и скромной девушкой — это особая радость. Целомудренная девушка излучает обаяние. Это видно и слышно. Целомудрие привлекает, притягивает. Грустно, когда симпатичная девушка излучает распущенность. Это тоже видно (Матвей, 22 года, брошюрка Конференции Католических Епископов Беларуси)

Целомудрие является добрым по своей сущности и помогает делать добро, возрастая в любви к Богу и ближнему. Более того, «целомудрие решает судьбу любви» (Д-р Ванда Полтавская)

Человек, который высмеивает жизнь в целомудрии, рассказывает пошлые или вульгарные анекдоты, который пренебрежительно относиться к супружеской верности, целибату священников или обету целомудрия монахинь, является эгоистом и духовно испорченным человеком.

Будем же помышлять о том, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Флп 4,8) и, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво [будем жить] в нынешнем веке (Тит 2,12), помня, что каждый христианин призван к целомудрию (ср. ККЦ 2348).

 

О. Павел Романовский