ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ БОГА
——1——
Основной психической потребностью человека является потребность в безопасности, сознание того, что мы можем справиться с ситуацией, что она не ускользнёт из-под нашего контроля. Если смотреть с человеческой точки зрения, то это было бы идеально, но ведь тогда мы уже не нуждаемся в Боге. Ты справляешься со всем, владеешь ситуацией? — Значит, ты являешься хозяином положения, господином ситуации.В греческом языке Господь — «Kyrios». Тот, кто владеет ситуацией, — Kyrios. Он — как Бог. Такой человек не нуждается в Боге, он сам держит в руках вожжи событий. В этом контексте можно говорить о разного рода опорах или о разных уровнях опор. Владеть ситуацией — значит, быть для себя опорой. На материальном уровне это означает, что ты являешься господином своего жизненного уровня, ты обеспечен.

У тебя есть счёт в банке, хорошая работа, вырисовываются кое-какие возможности дальнейшего финансового развития. В материальной сфере ты не нуждаешься в Боге. Можно сказать, что ты сам становишься для себя единственной опорой, господином ситуации, Богом. Можно также говорить о множестве «божков», рассматривая проблему с точки зрения отношения твоего «я» к миру. Каждое повышение зарплаты может стать для тебя опорой, материальным идолом. Каждая сэкономленная сумма также становится идолом, потому что возрастает капитал, на котором ты строишь собственное доверие к самому себе. Каждое замеченное в себе умение становится для тебя идолом, потому что это укрепляет твою в веру в себя, уверенность, что ты всегда сможешь справиться с любой ситуацией.
Нечто аналогичное имеем и на психическом уровне. В нас существует огромная потребность владеть свои-ми чувствами, эмоциями, психическими реакциями. Нам хотелось бы, чтобы нашу психику можно было представить как внутренность человека из железа или из мрамора, который справляется с любыми обстоятельствами, «держится», никогда не теряет контроля над собой. Может быть и так, что тебе не так уж и важно справляться со всем собственными силами, но ты хочешь рассчитывать на по¬мощь других. Величие твоего «я» может выражаться в том, что тебе всегда удаётся снискать расположение шефа, завоевать доброжелательность людей, приобрести союзников, друзей. Твоё «я» имеет навыки действий в социальной сфере и так обыгрывает межчеловеческие отношения, что всегда найдутся люди, на которых ты можешь рассчитывать. Ведь как Kyrios ты должен иметь своих под¬данных или союзников. Речь идёт о том, чтобы, владея ситуацией, тебе не нужно было беспокоиться, поскольку всё происходит так, как ты этого ожидаешь. Дети, жена, знакомые, друзья — все они более или менее такие, как тебе хотелось бы, какими, по-твоему, они и должны быть.
И как в случае материальных опор, к проблематике можно подойти двояко. Или мы говорим об одной опоре — твоём «я»: таком «я», благодаря которому ты можешь верить в себя, полностью справляешься со всем, и в связи с этим Бог тебе не нужен. И этого же идола можно также расщепить на множество самостоятельных идолов — таким идолом является шеф, расположение которого ты уже снискал, каждый человек из так называемой «системы», которую ты построил таким образом, чтобы реализовать свои цели. Муж, жена или дети становятся для тебя идолами в той мере, в какой они обеспечивают тебе комфортное состояние благодаря тому, ч го они такие, какими ты хочешь их видеть.
И в духовной плоскости мы также имеем аналогичную ситуацию. Если у тебя есть какие-то духовные запросы, которые заставляют тебя стремиться к Богу, то твоё становится идолом, потому что оно верит в свои духовные возможности. Твоя
потребность контролировать ситуацию в этой сфере заключается в том, что ты знаешь, как идти к Богу, знаешь путь, видишь прогресс в своей духовной жизни, а значит, становишься всё лучшим, всё ближе к совершенству, всё более довольным собой. Твоё «я» настолько прекрасно, что и Бог должен им восхищаться.
И аналогично тому, как было в отношении предыдущих уровней, можно говорить или об одном идоле — нашем «я», которое владеет духовной ситуацией, полностью её контролирует и поэтому чувствует себя безопасно на своём пути к Богу, где ничего ему не угрожает. Всё продумано, этапы развития намечены, нет причин для беспокойства — цель будет достигнута. Можно также говорить о множестве идолов. Отдельным идолом станет каждое проявление добра, которое ты с удовлетворением замечаешь в себе, каждый признак твоего величия. Отдельным идолом является каждый прогресс в твоей духовной жизни, каждый выработанный тобой вид контакта с Богом. Этих конкретных добрых поступков, побед над
собой, достижений оказывается достаточно для того, что¬бы устранить беспокойство и дать утешительное сознание того, что ты владеешь своей духовной ситуацией.
Всё это — проявления веры в себя на трёх уровнях нашего существования: материальном, психическом, духовном. Мы не только верим в себя, но и возлагаем на себя надежды в будущем. Если всё пойдёт так, как было до сих пор, думаем мы, то прошлое и настоящее показывают, что и в будущем мы справимся. Возможно, с тру¬дом, но ведь, в конце концов, каждая работа связана с усилием. Важно, что это будет сладостный труд, возносящий нас на пьедестал веры в себя и надежды, возлагаемой на себя.
Это — как бы портрет (возможно, немного утрированный), «ветхого человека» внутри нас, описание его структуры и его отношений с миром с евангельской точки зрения. С человеческой точки зрения, ситуация, собственно говоря, безнадёжная. Поскольку потребность в контроле над ситуацией — этот наш эгоизм — является основной психической потребностью человека, то мы вынуждены идти в том направлении, куда подталкивает нас природа.
Но в Откровении говорится, что Бог с милосердием смотрит на эти «паясничанья» «ветхого человека» в нас и раньше или позже пожелает явить ему Свою любовь, которая поведёт человека долгим путём преображения. Внешние и внутренние события, через которые будет про¬ходить человек, постепенно будут разрушать надуманный образ успехов «ветхого человека».
Бог, через внутренние наития, неустанное «бомбардирование» неисчислимым количеством благодатей, через эмоциональное притягивание или же через духовную холодность пожелает экзистенциально убедить тебя в том, что ты не являешься и не можешь быть хозяином ситуации, что только Он один — Kyrios, Господь. Что твоя вера в себя и возлагаемая на себя надежда выдуманы, как и любая иллюзия, что они будут рассыпаться, а Бог будет милосердно заживлять раны, сопутствующие этому процессу. Будет стараться убедить тебя в том, что Он любит тебя больше жизни, что ты являешься Его сыном, но сыном «приёмным», т. е. созданным из ничего.
По мере того, как ты будешь следовать побуждениям Его благодати, Бог будет втягивать тебя на глуби-ну истины. «Due in altum» — выплыви на глубину! Он будет показывать тебе идеал и будет принуждать тебя к тому, чтобы ты обращался к этому идеалу, потому что этот идеал — истина, это правда о твоей детскости, о твоём абсолютном убожестве.
Быть может, Бог покажет тебе, что нет смысла хо-теть Ему понравиться, потому что хоть и есть в Нём любовь пристрастия, но этой любовью Бог охватывает толь¬ко собственные деяния в человеческой душе. Бог может быть влюблённым только в то, что Сам создал, что является Его Божиим деянием, что достойно пристрастия. Но и всё то, что в человеческой душе не Его, также охвачено Его любовью, только это любовь милосердная, любовь сострадания, прощения, которая хочет исцелить то, что маленькое, неудачное, убогое, и прижать его к Своему милосердному сердцу.
Каждая угроза твоему владению ситуацией вызовет поляризацию. Быть может, охваченный беспокойством, напряжением, в стрессовом состоянии ты сам будешь пытаться бороться с тем, что угрожает твоему сильному желанию. А может, если ситуация будет абсолют¬но выше твоих сил, ты попытаешься убежать в иллюзии, отвернуться от правды об угрозе: всё будет хорошо, займись чем-нибудь другим. Однако ты можешь избрать путь веры и попробовать поверить, что угроза является шансом, подталкивающим тебя к Иисусу, который господствует над ситуацией, а на марийном пути — к Марии, Ведь если Она господствует, то достаточно спрятаться под Её покров, и уже не будет повода к беспокойству, ничего тебе больше не угрожает.
Мария, явившись в Гваделупе, сказала св. Хуану Диего: «Мой маленький возлюбленный сынок, пусть не тревожится твоё сердце. (…) Разве Я, твоя Мать, но нахожусь возле тебя? Разве ты не стоишь в Моей защитной тени? Разве ты не укрыт в складках Моего плаща и не находишься на Моих руках, которые тебя обнимают? Разве не Я являюсь твоим спасением? Нуждаешься ли ты в чём-либо другом?».
Благодаря действию света благодати, ты сможешь открыть, что в тебе существуют как бы два человека.
Один, генерированный последствиями первородного греха, — господин-самозванец и хозяин положения.
С другой стороны, ты начнёшь отыскивать в себе другую реальность, с трудом привитую благодатью, — реальность евангельского ребёнка.
Это правда, что ты являешься человеком раздвоенным, как это говорит св. Павел в Послании к Римлянам. Ты раздвоен и обречён этими двумя реальностями на борьбy. Важно, чтобы побеждала благодать, и чтобы в тебе возрастал ребёнок — этот «кто-то», который живёт в тебе правдой о своей неспособности ни к чему, и своей никчёмности и убогости, и одновременно — ожиданием всего из милосердных рук Бога.

Свящ. Тадеуш Дайчер, профессор Академии Католического Богословия

Да не смущает тебя ничто Да не устрашит тебя ничто
Всё минует
Бог не изменяется
Терпение всё обретает Имеющему Бога
Нет ни в чём недостатка Достаточно ему лишь Бога
Св. Тереза Иисусова, Доктор Церкви Поэзия, 9

«Достаточно лишь Бога», Славомир Бель