Евангелие от Иоанна

Глава 5 (1-16)

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу

 Книга Пророка Иезекииля

Глава 47 (1-9, 12)

Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и во́ды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание.

Cлово пастыря

Пророческое видение Иезекииля о живой воде, истекающей из Иерусалимского Храма полно укрытой символики. Пророк описывает свое видение с поразительно точными подробностями и не может быть, чтобы все эти подробности (как например, стороны света) не имели никакого скрытого значения. Почему он вышел именно через северные ворота и обошел Храм именно с востока? К сожалению, пока для нас это остается загадкой. Даже глядя на современную карту «старого» Иерусалима, мы не можем себе представить географию этих перемещений, ведь Иерусалим времен Иезекииля мог выглядеть совершенно по-другому, так же как и Иерусалим времен Христа. Единственный ориентир – Храм. Купальня Вифезда, о которой говориться в сегодняшнем фрагменте Евангелия, – как раз находилась к северу от Храма. Почему эта вода текла на восток, то есть в сторону потока Кедрон и Елеонской горы? Имеет ли это прямое отношение к событиям, описанным в Евангелии, или это направление имеет иное значение? Другой, очень характерный символ – шнур, которым измеряли расстояние (иногда в Библии длину измеряли также тростью). Глубина и ширина потока, конечно, тоже имеет значение. Но относительно одного из символов – самой животворящей воды, мы можем быть уверены, что это – Божья благодать, Слово Божье, Его животворящее учение, способное превратить в цветущий сад иссохшую пустыню нашей души. Об этом говорит сам Иисус в беседе с Самарянкой: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14).

 

Невозможно не обратить внимания на сходство этого пророчества с известным фрагментом Откровения Иоанна: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (22: 1,2).

 

Неувядающее дерево, посаженное при потоках вод – также знакомый символ, в Писании он означает праведного богобоязненного человека: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс 1:3).

 

Но, увы, таким человеком не был парализованный из сегодняшнего Евангельского чтения. Хоть он и провел около водоема целых 38 лет, так и не стал деревом, приносящим свой плод вовремя. Иисус исцелил его, а он «отблагодарил» Его тем, что рассказал о Нем Иудеям. Его недуг явно был последствием греха, об этом говорит сам Иисус: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Во время болезни он надеялся на чудесные свойства воды и на человека, который бы смог его опустить в купальню. Но, заметим, что эта купальня – вовсе не животворящий поток, а выдолбленный в скале водоем. Вспоминаются символические слова из пророчества Иеремии: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (2:13).

 

Иногда духовная жизнь многих христиан подобна жизни этого вечно ожидающего у купальни парализованного – духовный паралич, вызванный грехом, обездвиживает его, и вместо того, чтобы черпать из живого источника Слова, заставляет сидеть у водоема с затхлой водой – учения, превратившегося в набор правил, стереотипов и суеверий. Но даже к такому человеку приходит Христос, чтобы исцелить его и указать путь Истины. Но сможет ли он использовать этот шанс?