Евангелие от Матфея

Глава 25 (31-46)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Левит

Глава 19 (1-2,11-18)

 

И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш]. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].

Слово пастыря

Первое сегодняшнее чтение говорит о Божьих словах через Моисея к народу Израелеву: Святы бульте ибо Свят Я, Господь, Бог ваш. Потом Бог напоминает много разных заполведей, связанных с нашим отношением к другим людям. Эти заповеди требуют от нас справедливости и милосердия. В конце Он говорит: люби ближнего твоего, как самого себя. Иисус цитирует эту заповедь, связанную с первой заповедью о полной отдаче себя Богу в любвт. Иисус также говорит нам: итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Иисус передает нам то, что Он понимает, что быть Святым как сам Бог, означает быть милосердным как сам Бог.

Господи, когда мы видели тебя алчущим, жаждующим, странником, нагим, больным, в темнице? Этот вопрос повторяют те на правой стороне (овцы) и те на левой (козлы).

В чем беда? Может быть, нам трудно видеть Христа в других людях именно потому, что мы не видим Его в самом себе? Если мы не любим себя, то как можем любить ближнего как самого себя? Мы как бы не верим, что Христос в нас. Он как бы спрячется за грязью грехов и слабостью других людей. Мы спрячем Его за нашей грязью и грехами. Мы как бы не позволяем, чтобы другие люди видели Его в нас. Это как потемневшая икона, которая ждет чудесное освещение. Это как старое серебро, которое мы должны начистить. Мы сотворены в образ и подобие Божье, и через крещение мы носим образ Христа. Задание для великого поста: очистить образ Христа в нас и тщательно искать, и найти и служить образу Христа в других, особенно в нуждающихся. Для этого традиционно Церковь повторяет призыв Христа к покаянию. Это больше всего у внутреннему покаянию и к внешнему покаянию посредством поста, молитвы и милостыни. Понимание о милостыне включает в себе все дела милосердия. Таким образом, мы упражняемся в том, чтобы видеть Христа в нуждающихся.

Господи, когда мы видели Тебя алчущим, жаждущим, странником, нагим, больным, в темнице?